Консультация для педагогов "Особенности развития фонематического слуха у детей. Взаимодействие речедвигательного и речеслухового анализатора".
Консультация для педагогов "Особенности развития фонематического слуха у детей. Взаимодействие речедвигательного и речеслухового анализатора".
Формирование произносительной стороны речи- сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для её воспроизводства.
Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте, выделяют два этапа развития фонематического слуха: дофлнемный и фонемный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Особенности развития фонематического слуха у детей. Взаимодействие речедвигательного и речеслухового анализатора".»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5» г. Горнозаводска
Консультация для педагогов
«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО И РЕЧЕСЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРОВ»
Подготовил учитель-логопед
Лопаткина Наталья Николаевна
2024г.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО И РЕЧЕСЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРОВ
Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства.
При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. При восприятии речи ребенок слышит множество вариантов звуков, которые сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознавать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна противопоставлена другой.
Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух – это способность к опознанию в речевом потоке звуков речи, т.к. без него по мнению Н.И. Жинкина, невозможна генерация (рождение) звуков.
В настоящее время проблема изучения особенностей развития фонематического слуха у детей остается еще недостаточно освещенной, хотя о ней написано немало исследовательских работ не только психологов и лингвистов, но и физиологов. Большое значение для понимания многих сложных процессов, лежащих в основе восприятия речи имеют работы таких исследователей, как Н.Х. Швачкина, Н.И. Жинкина, А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журова, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной и др. Данные этих авторов показывают, что особенно интенсивно формируется фонематический слух на протяжении раннего возраста. Рассматривая развитие восприятие речи в раннем возрасте, Н.И. Швачкин в своей работе «Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте», выделяет два этапа развития фонематического слуха:
I. этап - дофонемный
II. этап – фонемный
Дофонемный этап
На 3-й неделе у новорожденного появляется реакция на голос.
К 4-м месяцам реакция на голос и интонацию обращенной речи.
К 5 месяцам ребенок улавливает общую ритмическую, мелодическую структуру слова.
В 9-10 месяцев – реакция на интонацию и значение некоторых слов. С этого времени начинает работать механизм самообучения.
С 11 – ти месяцев ребенок различает контрастные по звучанию слова ба-ба, па-па, ма-ма.
С 11-12 месяцев начинает развиваться фонематический слух. В это время фонематический слух позволяет:
- понимать речь окружающих;
- подражать окружающим;
- устанавливать связь слова – предмет.
Фонемный этап
К 2-м годам ребенок дифференцирует все звуки речи только на слух, хорошо понимает обращенную к нему речь взрослого.
К 5-6 годам дети дифференцируют уже все звуки и на слух и в произношении.
Исследования Н.Х. Швачкина подтверждают литературные источники и других авторов (М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, В.В. Ветрова и др.)
Параллельно с фонематическим слухом, который осуществляет операции различения и узнавания фонем, развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематический и фонетический слух совместно составляют речевой слух, который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения, которое может осуществляться только при слаженной работе между механизмами слухового контроля и приема с одной стороны и управления речевыми движениями с другой.
О функциональном единстве речевосприятия и речепроизводства упоминается в работах Н.И.Жинкина, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова, А.А. Леонтьева и др.
Еще в период зарождения фонологической теории крупнейший языковед Бодуэн де Куртене указывал, что структура фонемы определяется, как акустическими, так и двигательными компонентами.
Исследуя закономерности развития детской речи, А.Н. Гвоздев отмечает, что общий ход усвоения ребенком звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер: «Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок на слух учится различать разнообразные фонетические элементы; их точные слуховые представления и становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки… Эти навыки вырабатываются позже, и с их выработкой звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную речь ребенка. С этой стороны развитие моторной сферы оказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны родного языка. А.Н. Гвоздев «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка», Москва 1948 г.)
Сопоставляя результаты исследования восприятия звуков при нормальном и нарушенном слухе, а также закономерности развития фонематического слуха и формирования произносительной стороны речи в норме и патологии, В.И. Бельтюков приходит к выводу, что у детей, страдающих недостатками речи, фонематический слух находится под определенным влиянием этих недостатков: не расчлененные в произношении звуки дифференцируют на слух хуже, чем расчлененные.
Зависимость развития фонематического слуха от деятельности речедвигательного анализатора показана в исследованиях В.К. Орфинской. Изучая детей с моторной афазией, она выявила у некоторых из них избирательные нарушения фонематической системы, проявляющиеся в затруднениях при нахождении отдельных артикуляционных поз, у других – избирательные нарушения фонематического анализа и синтеза, выражающиеся в затруднениях при переключении от одной артикуляционной позы к другой, в персеверации фонем. А.Р. Лурия указывал, что процесс формирования восприятия звуков и речевого слуха осуществляется при ближайшем участии артикуляционного аппарата и только в процессе активного артикулярного опыта приобретает свой законченный характер.
Отклонения в развитии речеслухового и речедвигательного анализаторов, возникшие до начала становления речи или даже в период ее становления влекут за собой те или иные отклонения в речевом развитии (Бельтюков, Швачкин и др.)
В первую очередь это проявляется на формировании звуковой, фонетической системы.
При этом, чем в большей степени нарушение речеслухового анализатора, тем сильнее несформированность звукопроизносительной системы.
Таким образом, ученые считают, что восприятие звуков речи и их произношение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга.
Вывод:
1. Фонематический слух развивается к 2 годам.
2. Фонематический слух опережает экспрессивную речь, т.е. сначала формируется слух, затем понимание, а потом экспрессивная речь.
3. Фонематический слух является тем фактором, который доводит неправильное произношение звука до нормы, то есть приноравливает органы артикуляции к нужной позиции.
4. Взаимодействие речедвигательного и речеслухового анализатора – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса уточняющих и дополняющих друг друга.
5. Чем сильнее нарушение речеслухового анализатора, тем сильнее несформированность звукопроизносительной системы.