Консультация для педагогов на тему: «Влияние русской культурной традиции на формирование нравственных представлений и нравственных чувств личности ребенка»
Консультация для педагогов на тему: «Влияние русской культурной традиции на формирование нравственных представлений и нравственных чувств личности ребенка»
Консультация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему: «Влияние русской культурной традиции на формирование нравственных представлений и нравственных чувств личности ребенка»»
Консультация для педагогов на тему:
«Влияние русской культурной традиции на формирование нравственных представлений и нравственных чувств
личности ребенка»
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям; приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об
образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. ФГОС ДОУ определяет целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания:
ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре,
общении;
ребёнок обладает развитым воображением;
ребёнок проявляет любознательность;
ребёнок уверен в себе, в своих силах, открыт внешнему миру.
Русские народные традиции обладают значительным педагогическим
потенциалом и могут служить эффективным средством духовнонравственного воспитания. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной
культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем
лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной
культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические,
нравственные чувства, развивать духовность.
Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются
носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных
традициях.
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека - в быту, на телевидении, в музыке и т. п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т. п. очень поверхностно.
У всех народов и во все времена главной целью воспитания в первую очередь являлась забота о сохранении, укреплении добрых народных обычаев. Забота о передаче молодому поколению житейского опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Так в чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций?
Прежде всего, народные традиции учат доброму и гуманному подходу к людям, любви к окружающим. Именно цель облагораживания человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Осваивая богатства мировой культуры, для ребенка первым шагом на этом нелегком пути, становится национальная культура.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного, духовно-нравственного человека. Знакомство детей с традициями, обычаями помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
И здесь необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.
Широко использование фольклора:
Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю,
Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей
необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать
множество раз.
Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком,
хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще
уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы.
Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его. Фольклор используется как на занятиях - играх, так и во всех режимных моментах.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей
Знакомство с русскими народными играми, считалками.
Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества. в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: «Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры».
Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе
которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной
игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий
подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности На
праздниках и развлечениях используются народные игры. К ребятам
приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в
подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять;
хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; для детей
старших и подготовительных групп игры-состязания – перетягивание каната,
и т.д. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники
любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется»» «Золотые ворота» У медведя во бору», «Ручеёк» , «Колечко» и т.д. В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами.
Например: Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
Важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.
Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высоко поэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.
Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.
В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен.
В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.
Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник.
Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа.
Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка.
Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.
Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- установление сотрудничества с другими учреждениями.
Не стоит забывать, что ни что не объединяет народ так, как традиции! Они организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие, музыкальные способности. Ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает все то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.
Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты в работе с детьми:
1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.
4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).
5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребенка, но и наполняет жизнь яркими впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно-прикладного искусства. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках, выставки художественно-прикладного искусства т.д.