kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов на тему: «Подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов на тему:

«Подходы к организации развивающей  предметно-пространственной  среды»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему: «Подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды»»

Консультация для педагогов МБДОУ «ЦРР - д/с «Кристаллик» на тему:

«Подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды»


Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка, а также создание интерьера в помещении ДОУ. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.

 В соответствии с ФГОС пункт3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Элементы декора в группе и в саду в целом,  должны быть легко сменяемыми. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. 
Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. При первой же возможности обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами. В группах можно планировать:

 - «Центр познавательной активности», в которой дети могут самостоятельно ставить опыты, проводить наблюдения и т.д.,

- «Стена творчества», позволяющая ребенку в любой момент заняться рисованием, рассматривать карту, схемы, работать с фланелеграфом, играть в шахматы.

- «Дом-подиум» многофункционального характера, который может использоваться как сцена для театральной постановки, подиум для показа моделей одежды, дом для сюжетно-ролевой игры, «уголок уединения»;

- Мультимедийное оборудование даёт дополнительные возможности для показа слайдов и сопровождения их рассказом (экран дает возможность организовать различные игровые ситуации типа «Путешествие на машине времени», «Подводный мир», «В гости к сказочным героям» и т.д.)

- «Кукольный дом», который можно разместить на полках (на каждом этаже по три комнаты с мебелью, домашней утварью, куклами, изготовленными детьми вместе с воспитателями – чем не «дом Барби»?),

- ‘Театральное помещение’, которое вместе с декорациями, масками, костюмами разрешает быстро создать цирк ‘Шапито’, сказочный замок и т.д.

- Лаборатория – новый элемент, развивающий предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения.

- Создание или наличие «русской избы», где в сборе подлинные старинные вещи, прививают детям любовь к Родине  и они с удовольствием занимаются в ней.

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: важно, чтобы предметно-пространственная развивающая среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.

Главная сложность состоит в том, чтобы построить необходимую среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ.

Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Необходим уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки могут служить и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создать свой собственный мирок.    В  группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере свободу.

Рассмотрим предметно-пространственную развивающую среду в группе разделенную на определенные зоны или центры, можно выделить следующие центры:

- Учебный центр;

- Центр материалов;

- Центр ролевой игры;

- Центр искусства;

- Центр природы и экспериментальной деятельности;

- Центр математического развития; 

- Уголок уединения;

- Географический центр; 

- Центр книги;

- Музыкальный центр.

Рассмотрим каждый центр и его оснащение более подробно.

1. Учебный центр. Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и. в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Столы должны быть легкие и подвижные. 

2. Центр материалов. Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки и т.д. Сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, рис и мн.др.

3. Центр ролевой игры. Детская мебель, принадлежности к ролевым играм, различные заместители, отображающие быт взрослых. Куклы разных размеров. Комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол.
4. Центр искусства. Угловые столы для продуктивной художественной деятельности, где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. Шкаф-полка наполнены необходимым изобразительным материалом.  Рядом место для выставки «Наше творчество», где на натянутых декоративных шнурах, дети размещают свои рисунки, аппликационные работы. На подставке, располагаются работы детей по лепке. Рядом расположена тематическая выставка репродукций картин русских и советских художников («Осень на полотнах художников», «Художники-оформители детских книг»).  Рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ, мольберт, доска для рисования мелом, маленькие доски для рисования.
5. Центр природы и экспериментальной деятельности. На стеллаже с выдвигающимися ящиками располагается центр природы. Комнатные растения размещаются в этом центре (кашпо желательно одного цвета). В выдвигающихся ящиках хранится инвентарь для ухода за растениями. На стене  находится календарь природы, рядом лежат дневники наблюдений.
Здесь же расположена «лаборатория природы». На подставке  установлен большой аквариум с водой (емкость), рядом находятся сосуды 
с узким и широким отверстием, разной формы, небольшие предметы, которые можно опустить в воду, плавающие и тонущие.
Также в уголке природы находятся большая емкость с водой, разные емкости, различные предметы, пузырьки и бутылочки с крышками, лодочки, почва, растворимые и нерастворимые материалы, песок, глина, опилки, стружка пенопласта.
6. Центр математического развития. Математические и логические игры для детей разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические знаки,  набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки, детский компьютер и магнитная доска. Здесь дети могут производить действия с цифрами, знаками, числами на магнитной доске, решать логико-математические задачи, составлять целое из частей.
7. Уголок уединения. Немного удален ото всех центров уголок уединения. Дуга в виде полукруга прикреплена к стене. Уголок уединения закрывается полупрозрачными шторами. В мягком кресле ребенок, уединившись, может рассмотреть альбом с семейными фотографиями, просто отдохнуть.
8. Географическийцентр.  Расположен в шкафу с открытыми и открытыми полками, в котором находится доступный для детей материал: географические  карты, атласы, глобус, иллюстративный материал, дидактические игры,  мини-макеты природных зон нашей страны и мира («Пустыня», «Лес», «Луг» и т.д.). Материал постоянно дополняется и изменяется и направлен на развитие познавательных интересов детей среднего и старшего дошкольного возраста.
9. Центр книги. Книжный шкаф или полка, в котором размещены книги для детей по программе и любимые книги для детей: энциклопедические,  книги по интересам детей, книги по истории и культуре русского и других народов, открытая витрина для книг, тематическая выставка «Мир сказок», «Корней Чуковский и его книги» и др.  
10. Музыкальный центр. В шкафу или на открытых полках находятся музыкальные инструменты, звучащие предметы-заместители, магнитофон, диски с записью детских песенок, музыки для детей по программе, пение птиц и голосов природы.
Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в МБДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зубарева Марина Николаевна

Дата: 11.12.2019

Номер свидетельства: 531393


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства