kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов на тему: «Особенности использования старшим воспитателем интерактивных методов в работе с воспитателями в МБДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к повышению своего педагогического мастерства признана правильно организована методическая работа МБДОУ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему: «Особенности использования старшим воспитателем интерактивных методов в работе с воспитателями в МБДОУ»»

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к повышению своего педагогического мастерства призвана правильно организованная методическая работа в МБДОУ, особая роль которой проявляется в активизации творческой деятельности педагогов.

Стратегом и тактиком воспитательно-образовательного процесса любого дошкольного учреждения является старший воспитатель. Основными направлениями работы старшего воспитателя являются: организация методической работы педагогов учреждения, повышение квалификации педагогов, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение качества работы в целом. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы с педагогами.

К наиболее эффективным формам методической работы, по мнению К. Ю.  Белой, относятся:

  • локальные (внутри образовательного учреждения): семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, занятий и уроков, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты, методические совещания и др.;

  • интраактивные (между образовательными учреждениями одного района): психолого-педагогические проблемные семинары; методические кабинеты, службы, центры; деловые и ролевые игры; конкурсы педагогов; неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.;

  • интерактивные (межрайонные, городские): теоретические и научно-практические конференции; педагогические фестивали; разнообразные выставки пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества; «школы мастерства»; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «Учитель года» и др. [1].

Никто не отменяет и не подвергает сомнению важность и полезность традиционных форм методической работы: классических собраний, педагогических советов, совещаний, семинаров, практикумов и консультаций. Но в настоящее время приоритет в работе старшего воспитателя с педагогами отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности, а это возможно только при применении интерактивных методов обучения.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивность – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, с компьютером). Таким образом, интерактивность – одна из характеристик диалоговых форм процесса познания.

Цель интерактивного обучения – повышение эффективности образовательного процесса, достижение всеми участниками высоких результатов обучения.

По мнению И. Ю. Устинова [4], любое обучение ставит дидактическую задачу, которая может быть эффективно решена с помощью интерактивного обучения, реализуемого квалифицированным педагогом-профессионалом.

М. В. Кларин считает, что «интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения» [3].

В словаре А.С. Воронина [2], интерактивное обучение определяется как обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе – готовности к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива.

Отсюда можно сделать вывод, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.

Педагоги – это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием. Поэтому интерактивные формы и методы обучения необходимо применять дифференцированно с учетом стажа работы, возраста педагогов, их индивидуальных особенностей и интересов.

Дифференцированный подход в работе с кадрами считается одним из значимых условий повышения эффективности организации методической работы в ДОУ. Задача старшего воспитателя – в течение учебного года оказать помощь каждому педагогу в решении тех проблем, которые активизируют максимальную заинтересованность или инициируют у него затруднение, разработать индивидуальный маршрут профессиональной деятельности педагога.

К примеру, начинающие педагоги проявляют большой интерес к детям и стойкое желание с ними работать, но у педагогов наблюдается заниженная самооценка ресурсов. Поэтому важно оказывать им эмоциональную поддержку, укреплять веру в себя, помогать в подготовке ООД, планировании, проводить совместный анализ проблемных педагогических ситуаций.

Более опытные педагоги знают, понимают и умеют использовать на практике основные методы и приёмы дидактики, способны понять ребёнка, но им свойственно противоречие между устойчивой мотивацией к обновлению знаний и неумением критически оценивать учебный материал, средства обучения и творчески их использовать. Для этих педагогов важно сформировать свою педагогическую позицию, почерк, и здесь на первый план выходит помощь в творческом освоении передового опыта.

Педагоги-мастера – это педагоги с высоким уровнем знаний дидактики, им свойственна устойчивая мотивация к активному профессиональному общению, активная творческая профессиональная позиция. В работе с ними важно помочь реализовать творческие педагогические резервы, предотвратить профессиональный застой.

В связи с этим, активные методы обучения можно использовать при проведении различных форм методической работы: теоретические семинары, семинары-практикумы, деловые игры, групповые дискуссии, совместное чтение и комментирование нормативных документов, работа с психолого-педагогической литературой, педагогические копилки, методические ярмарки и аукционы педагогических идей, педагогических посиделки и КВН, методические фестивали, калейдоскопы. А также при разработке методических рекомендаций, дидактического материала для игр и занятий, презентаций-отчётов. Эти методы помогают организовать педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества в системе «старший воспитатель – воспитатель», «воспитатель – воспитатель».

Интерактивные методы и приемы можно использовать на разных этапах методического мероприятия. На первом этапе для того, чтобы замотивировать педагогов, заинтересовать их, вызвать желание овладеть первичными знаниями по проблеме (к примеру, «Квик-настройка»). На следующем этапе, чтобы сформировать новые профессиональные знания, умения, навыки, это могут быть игры, творческие задания, просмотр видеоматериала, обсуждение спорного вопроса, решение педагогических ситуаций.

Так, в процессе методической работы старшим воспитателем используются следующие формы интерактивного взаимодействия:

  • Для оказания психолого-педагогической помощи начинающим воспитателям в современных условиях работы, формирования индивидуального творческого «почерка» у молодых педагогов – «Школа молодого педагога», включающая в себя: наставничество (наставниками являются педагоги первой и высшей категории), посещение открытых мероприятий в других образовательных учреждениях для ознакомления с методами и опытом работы других педагогов, День молодого специалиста.

  • Для повышения у педагогов уверенности в своих силах, формирования понимания значимости личного вклада в общее дело – Интеллектуальное кафе «За чашкой чая» (приглашение в методический кабинет для неформальной беседы).

  • Для построения эффективного командного взаимодействия – тренинги по сплочению педагогического коллектива, в том числе психолого-педагогические тренинги совместно с педагогом-психологом, где используются релакс-паузы, упражнения-активизаторы.

  • Для генерации новых идей, обобщения имеющихся способов решения проблемы, анализа предложенных инноваций – «Мозговой штурм», педагогический ринг.

  • Для повышения уровня коммуникативной компетентности педагогов – игровые формы «Дискуссия», «Аукцион».

  • Для активизации воспитателей на определенные действия хорошим стимулом является смотр-конкурс. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знания, умения, творческие находки, активизирует их на поиск новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, совершенствования развивающего пространства.

  • Для распространения и внедрения эффективных средств и методов, способствующих получению высоких результатов в работе – «Банк инновационных идей», который содержит обобщенный опыт работы педагогов ДОУ и педагогов ДОУ района; публикации в профессиональных изданиях, в том числе электронных; размещение материалов на сайте учреждения или собственном сайте.

  • Для реализации возможности развития ИКТ-компетентности педагога – технология сетевого взаимодействия, позволяющая разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования.

В конечном итоге, использование интерактивных методов работы позволяет старшему воспитателю организовать процесс взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Таким образом, основными особенностями использования интерактивного методического обучения педагогов являются:

  • Вынужденная активность, суть которой в том, что педагог вынужден быть активным независимо от того, желает он этого или нет.

  • Активность носит не кратковременный характер, не эпизодический – она сопоставима со временем всей методической деятельности педагогов.

  • Постоянное взаимодействие педагогов в рамках внутридошкольной методической работы с помощью прямых и обратных связей.

  • Широкое использование самостоятельной творческой деятельности педагогов при повышенной степени их мотивации.

Следовательно, интерактивное обучение в процессе методической работы в МБДОУ является достаточно эффективным, так как даёт возможность совершенствования профессиональных знаний, мастерства педагогов, оценивания и использования удачных и продуктивных технологий обучения и воспитания детей.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

  2. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике: Учебное электронное текстовое издание / Научный редактор: проф., д-р хим. наук, Г. Д. Бухарова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2006. – 135 с.

  3. Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ (методические материалы) / авт.-сост. Н. Б. Ромаева и др. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93 с.

  4. Устинов, И. Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы / И. Ю. Устинов. – М.: Новая школа, 2010. – 320 с.

  5. Урмина, И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: програм.-метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 320 с.

  6. Фaлюшинa, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л. И. Фaлюшинa. – М.: Аркти, 2013. – 259 с.

  7. Шаманская, Н. Интерактивные методы / Н. Шаманская // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8.– С.24-27.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Бурыкина Юлия Александровна

Дата: 02.01.2023

Номер свидетельства: 622157


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства