Консультация для педагогов на тему "Гимнастика после сна с элементами массажа"
Консультация для педагогов на тему "Гимнастика после сна с элементами массажа"
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед работниками детских учреждений, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения, а также формирование основ здорового образа жизни. Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Одной из форм оздоровительной работы является гимнастика после дневного сна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему "Гимнастика после сна с элементами массажа"»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед работниками детских учреждений, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения, а также формирование основ здорового образа жизни. Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Одной из форм оздоровительной работы является гимнастика после дневного сна.
Г имнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. Пробуждение детей, повышение физической и умственной работоспособности – это основная цель бодрящей гимнастики. После неё у детей исчезает чувство сонливости, вялости, улучшается настроение и самочувствие.
Также, гимнастика после сна решает следующие задачи:
- усиление работы основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной и др.);
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма. Главное, чтобы все упражнения проводились в игровой форме, без принуждения, в свободном темпе.
Бодрящая гимнастика включает в себя следующие элементы:
- Гимнастика в постели (потягивания, поочерёдное поднимание рук и ног и т.д.). Длительность такой гимнастики составляет около 2-3 минут. После упражнений в постели у детей исчезает чувство сонливости, повышается активность и улучшается настроение, особенно если используется музыкальное сопровождение.
- Занятия с использованием спортивного инвентаря или тренажёров (например, массажных ковриков, мячей, и др.);
- Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, искривления позвоночника;
- Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения используются с целью укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей, а также для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения;
- Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и др.);
- Самомассаж. Он оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм, способствует профилактике заболеваний. Рассмотрим данный элемент бодрящей гимнастики подробнее.
Самомассаж – это нетрадиционный вид упражнений, способствующий закаливанию и оздоровлению детского организма. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему детей, снимает напряжение, улучшает кровообращение. Также, выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение.
Помимо этого, массаж способствует развитию воображения детей (бегущий по дереву паучок, капающий на спину дождик и т.д.), а также развитию речи, памяти (стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению).
Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или спокойную музыку.
Выполнять массажные движения следует в игровой форме, от перифирии к центру. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. При проведении игрового самомассажа необходимо учить детей не надавливать с силой на указанные части тела, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.
Во время самомассажа могут использоваться следующие приёмы:
- Поглаживание (ладонью, тыльной стороной кисти, подушечками пальцев и др.);
- Растирание (ладонью, тыльной и боковой сторонами кисти и др.). Кожа растирается в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы;
- Поколачивание (лёгкие удары пальцами, слегка сжатыми в кулак, кисть расслаблена);
- Пощипывание;
- Лёгкое надавливание.
И гровой самомассаж включает в себя мимические упражнения, а также упражнения для ушей, головы, шеи, верхних и нижних конечностей, груди, живота и спины. Самомассаж можно выполнять во время гимнастики в кровати (лёгкое поглаживание, растирание и т.д. рук, ног, груди, живота сидя или лёжа), а также во время упражнений с различными предметами сидя или стоя. Например, сухое растирание варежкой, катание массажного мячика по разным частям тела, ходьба по массажным коврикам, катание массажных шариков, карандашей, грецких орехов между ладонями и многое другое. Помимо этого, следует использовать упражнения со стихотворным текстом. Включать самомассаж в гимнастику после сна необходимо во всех возрастных группах.
Приведём примеры самомассажа лица, частей тела для разных групп.
Упражнение«Арбуз»
(массаж головы и лица для младшей группы)
Вот какой у нас арбуз
Замечательный на вкус (Пальцами рук проводить от середины верхней части головы до подбородка и обратно вверх, не слишком надавливая)
Даже нос и щёки
Все в арбузном соке (Массировать пальцами крылья носа, а затем щёки)
Упражнение «Лечим медвежонка»
(массаж лица, шеи и груди для младшей группы)
Медвежонок наш простужен (поглаживать щёки)
Мёд ему сегодня нужен.
Мёд ему сегодня нужен,
Мы дадим его на ужин (Поглаживать шею от подбородка к грудному отделу)
А потом, а потом мёдом грудку разотрём (Поглаживать область грудной клетки сверху вниз и наоборот)
Упражнение «Мороз»
(массаж лица для средней группы)
Ой, мороз, мороз, мороз (Дети потирают ладони)
Щиплет щёчки, щиплет нос (Большим, указательным и средним пальцами обеих рук слегка щиплют себя за щеки и нос)
Щиплет ушки, щиплет губки (Затем щиплют себя за уши и губы)
Пар пошел даже от шубы (Разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают).
Упражнение «Блины»
(массаж пальцев для младшей и средней групп)
Ой, лады! Ой, лады! (Дети хлопают сверху по левой руке)
Мы блинов напекли! (Затем по правой)
Первый дадим зайке, (Массируют большой палец)
Зайке-попрыгайке.
А второй лисичке, (Массируют указательный палец)
Рыженькой сестричке.
Третий дадим мишке, (Массируют средний палец)
Бурому братишке.
Блин четвёртый – котику, (Массируют указательный палец)
Котику с усами,
Пятый блин поджарим (Массируют мизинец)
И съедим мы сами!
Упражнение «Ладошки»
(массаж тела для средней и старшей групп)
Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка, Хлоп, другая (Хлопки в ладоши)
Правой, правою ладошкой
Мы похлопаем немножко (Лёгкие похлопывания по левой руке от плеча к кисти)
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай (То же самое по правой руке)
А потом, потом, потом
Даже щечки мы побьем (Лёгкое похлопывание по щекам)
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп (Хлопки над головой)
По коленкам – шлёп, шлёп (Похлопывания по коленям)
По плечам теперь похлопай (Лёгкиепохлопыванияпо плечам)
По бокам себя пошлепай! (По бокам)
Можем хлопнуть за спиной! (По спине)
Хлопаем перед собой! (По груди)
Справа – можем! Слева – можем (Поколачивание по груди справа, слева)
И крест-накрест руки сложим (По тексту)
И погладим мы себя (Поглаживание по рукам, груди, бокам)
Вот какая красота (По спине, ногам).
Упражнение «Неболейки»
(массаж шеи, ушей, носа для средней и старшей групп)
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (Указательными пальцами растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону)
Знаем, знаем – да-да-да (Потирать ладошки друг о друга)
нам простуда не страшна! (Поглаживать щёки круговыми движениями)
Упражнение «Строим дом»
(массаж рук для средней истаршей групп)
Целый день тук да тук (Дети похлопывают ладонью руки от кисти к плечу сначала по левой руке)
Раздаётся звонкий стук (То же самое по правой руке)
Молоточки стучат (Поколачивают кулачком по левой руке от кисти к плечу)
Строим домик для зайчат (То же самое по правой руке)
Молоточки стучат (Поколачивают кулаком левой руки по кулаку правой руки)
Строим домик для бельчат (И наоборот)
Этот дом для белочек (Растирают правой рукой левую руку от кисти к плечу)
Этот дом для зайчиков (То же самое левой рукой по правой)
Этот дом для девочек (Пощипывают пальцами левую руку от кисти к плечу)
Этот дом для мальчиков (То же самое правой рукой левую)
Вот какой хороший дом (Поглаживают ладонью левую руку от кисти к плечу)
Как мы славно заживём (Так же правую руку)
Упражнение«Дятел»
(массаж спины для старших групп)
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Долбит дятел крепкий сук (Постукивают пальцами)
Клювом, клювом он стучит,
Дятел ствол уже долбит (Постукивают кулачками)
Дятел в дуб всё тук да тук,
Дуб скрипит: что за стук? (Постукивают рёбрами ладоней)
Дятел клювом постучал, постучал и замолчал (Поглаживают ладонями)
Приведённые выше упражнения для разных возрастных групп можно использовать как в кровати, так и сидя на стульчиках, стоя после выполнения основных упражнений. Также, приведём примеры упражнений для разных частей тела с массажным мячом.
- Массаж стоп: катание мячика каждой ногой поочерёдно в положении сидя или стоя (от пятки до носка или круговыми движениями); катание мяча по каждой ноге поочерёдно в положении сидя. Темп упражнений средний.
- Массаж ладоней: сжимание мяча правой, левой руками поочередно в медленном темпе; катание мяча между ладонями (одна сверху, другая снизу) в медленном темпе (положение сидя).
- Массаж рук: катание мяча по каждой руке поочерёдно сверху вниз в положении сидя (средний темп).
- Массаж груди и живота: круговые движения мячом по часовой стрелке в положении лёжа (медленный темп). Данное упражнение можно выполнять лёжа в кровати.
Приведённые упражнения с массажным мячом следует выполнять в каждой возрастной группе.
Таким образом, ежедневное выполнение гимнастики после сна с элементами массажа является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, обеспечения высокой умственной и физической работоспособности в течение второй половины дня. Помимо этого, бодрящая гимнастика с массажем позволяет создать положительный эмоциональный фон, а также вызвать интерес к оздоровительным процедурам.