Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Использование технологии QR - кода в работе с родителями"»
Использование технологии QR – кода в работе с родителями
Современный родитель – это человек активный, находящийся в постоянном поиске новой информации, но обладающий огромным дефицитом времени. Все чаще мы слышим от родителей, что у них нет времени задержаться в наших приемных, чтобы ознакомиться с информацией на стендах, что не хватает времени для поиска материалов для дополнительных занятий с детьми.
Мир динамичен, постоянно изменяется. И уже трудно себе представить нашу жизнь без использования современных средств коммуникации…
В своей работе как с детьми, так и родителями наш сад активно использую ИКТ технологии. Одним из современных интерактивных средств общения являются QR-коды. QR (Quick Response переводится как «быстрый ответ») коды представляют собой миниатюрные носители данных. Эти данные кодируются с помощью специальных программ или сервисов в виде белых и черных квадратов (могут быть выполнены и в других цветах). Разработала QR-код в 1994 году японская фирма Denso Wave, которая входила в состав крупной организации Toyota, нуждалась в необходимости разработки этих кодов. Компании требовалось хранить большой объем информации на небольшой площади поверхности, при этом сканированию не должны препятствовать поверхностные повреждения и частичные загрязнения кода. Изначально QR-коды использовали исключительно в промышленных целях. После, область их применения была значительно расширена, заняв определенное место в нашей жизни.
На первом родительском собрании познакомили родителей с возможностями использования QR-кода в образовании, а также для повышения их педагогической компетентности в области воспитания детей, и все это – с экономией родительского времени! Мы провели опрос среди родителей «Как вы относитесь к тому, что информация будет дополнительно кодироваться?» 90% родителей дали свое согласие, 10% родителей – воздержались, так как сомнительно относятся ко всему новому.
В образовании QR-коды набирают все большую популярность. Их можно использовать в учебной, игровой, проектной, внеурочной деятельности, организовывать пространства, создавать библиотеки, а так же применять в воспитательной работе.
На стендах в детском саду всегда много информации. Даже если стенд красиво оформлен, но перегружен распечатками документов, пользы от него не будет. Чем больше информации на стенде, тем мельче текст. Кроме того, не все следует вывешивать. Часть документов и полезные для родителей рекомендации можно загрузить на сайт, а на стенде разместить только QR-коды к ним.
Например, наш коллектив оформил тематические стенды, подробная информация на которых представлены через QR-коды.
Справочная информация о педколлективе. Родители должны знать, кто работает с их детьми. Получить эту информацию они могут на справочном стенде с фотографиями педагогов, в холле детского сада. Обычно фотография сопровождается лишь информацией о ФИО и должности сотрудника. Чтобы эта информация была максимально полной, можно закодировать данные о педагогическом стаже, квалификационной категории, образовании, результатах участия в конкурсах профессионального мастерства, наличии обобщенного опыта каждого педагога. В этом случае родители и посетители смогут узнать необходимую им информацию о педагоге в любое время.
Локальные нормативные акты детского сада. Часть из них довольно объемные документы. Это образовательная программа детского сада, Устав детского сада, лицензия, правила приема в детский сад и т. д. все они загружены на официальный сайт детского сада, а на стенде оформлен список документов с QR-кодами.
На стендах для родителей также закодированы режим дня воспитанников, расписание образовательной деятельности, тематический план на неделю, схему распределения игровой деятельности. Обычно эту информацию родители фотографируют себе на телефон, это не всегда удобно.
В учебной деятельности можно создать различного рода справочные материалы, подсказки, ответы, тесты. В игровой деятельности очень популярны в наше время различного рода квесты, в которых QR-коды могут выступать как и заданиями для прохождения квеста, так и указателями направления движения. Также в QR-коды можно занести информацию о различных объектах, что способствует созданию виртуальных библиотек и лабораторий, а также можно получить дополнительную информацию о музейном экспонате, считав код.
Система QR-кодов понравилась не только родителям воспитанников, но и тем родителям кто собирается привести ребенка в наш детский сад и ничего не знает о педагогах и образовательной программе.
Закодировать можно:
• Интернет-адрес. QR-коды могут содержать ссылки на интернет ресурсы. Прочтение кода направит пользователя на нужный сайт, избавляя от необходимости тщательно вводить множество знаков в адресной строке браузера.
• Контактные данные. Довольно часто встречаются визитки, содержащие код. Можно просканировать код и сохранить контактную информацию в адресной книге телефона или компьютера.
• Адрес электронной почты. QR-код может содержать адрес электронной почты и имя адресата.
• Текст. Этот формат пригоден для различных целей от сообщения, предоставления рекомендаций до информационной справки.
• Телефонные номера. При сканировании QR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок.
Закодированную информацию мы размещаем на сайте, в презентации, в печатном документе, на информационных стендах, в групповом пространстве.
Для раскодирования информации используются различные приложения для смартфонов (QR Code Reader, QR Scanner, Сканер QR-кодов и другие). Большинство из них находятся в свободном доступе и являются бесплатными для установки. Чтобы прочитать QR код, необходимо запустить программу на мобильном устройстве, поднести его к коду, и получить информацию, заложенную в коде.
Мы разместили QR коды в наших приемных. Они содержат ссылки на сайт ДОУ. Здесь родители знакомятся с новостями детского сада, получают информацию о предстоящих событиях, имеют возможность получить консультацию специалиста по интересующим вопросам.
Мы также кодируем актуальную информацию для родителей по изучаемой лексической теме. Подбираем материал для дополнительных занятий с дошкольниками (литературные произведения, загадки, ребусы, графические задания, дидактические игры и т.д.). Это позволяет значительно обогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов.
Таким простым образом родители нашего сада включены в воспитательно-образовательный процесс.
Мы считаем, что использование QR-кода, при работе с семьей, все же имеет большие плюсы, такие как: создает условия для взаимодействия воспитателя и семьи; повышает педагогическую компетентность родителей; вовлекает в образовательный процесс. Помимо этого, мы заботимся об окружающей среде – экономим бумагу.
Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения. Считаем, что использование технологии QR- кода влечет за собой:
- рост качества образования;
- создание пространства для обмена информацией;
- рост мотивации родителей к участию в жизни дошкольной образовательной организации;
- сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников;
- рост престижа профессии педагога;
- новый способ увеличить посещаемость сайта детского сада.
Мир динамичен, поэтому мы считаем, что педагог не должен стоять на месте. Статус педагога возрастает только тогда, когда педагог интересен детям и родителям. Использование инновационных технологий в образовании позволяет идти в ногу со временем и сделать образовательное пространство открытым.