Консультация для педагогов «Детские перевёртыши и нелепицы в работе с дошкольниками»
Консультация для педагогов «Детские перевёртыши и нелепицы в работе с дошкольниками»
Малые жанры фольклора, в частности небылицы и перевертыши, в совокупности с иными воспитательными средствами являются основой начальной стадии образования гармонически развитой личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Детские перевёртыши и нелепицы в работе с дошкольниками»»
Нелепицы, перевертыши являются видом прибаутки. Также такие произведения называются «поэзией парадокса». Смеясь над абсурдностью нелепицы, дети укрепляются в уже полученном ими правильном представлении о реальности. Нелепицы применяются в 6-7 лет, когда они уже начинают понимать юмор.
Жанровое своеобразие произведений небыличного фольклора обусловлено влиянием на данный пласт устного народного поэтического творчества небылиц-перевертышей, которое обнаруживается в тематике содержании, системе образов, композиционных и изобразительных средствах и находится в прямой зависимости от основной функции данного жанра: насмешить несуразицей, удивить несуществующим.
Дети, которые рассказывают и сами придумывают небылицы, учатся тем самым использовать новые понятия, формировать свободу своего мышления, проявлять фантазию, что существенно влияет и на развитие речи, и на правильное ее становление
Разнообразие тематики детских небылиц определяется кругозором ребенка, его представлениями об окружающем мире. «Предположим, пишет К.И.Чуковский, что ребенок окончательно усвоил координацию великости с силой и молодости со слабостью, установил для себя навсегда, что животное, чем больше, тем сильнее. Когда идея прямой зависимости между величиной и силой становится ясна окончательно, ребенок начинает играть ею»
Идея небыличного произведения определяется особенностями мировоззрения ребенка и зависит от функциональной направленности текста, мотивации обратной координации вещей. В одних небыличных ситуациях высмеивается трусость, в других - жадность, обжорство, лень.
Следует отметить, что в большинстве сочинений небыличного фольклора определить идею достаточно трудно, так как небылица для ребенка - это веселая умственная и речевая игра, в которой нет места морализированию.
К.И.Чуковский отмечал, что обратная координация в небылице часто мотивируется глупостью, так как ребенок чувствует свое умственное превосходство над теми, кто обнаруживает глубокое незнание окружающего мира.
Идея в текстах небыличного характера выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием его формальных компонентов, содержанием.
Содержание небыличного произведения, его основной сюжет определяются существенной разницей внутри жанра. Если в небылице юмористическая ситуация возникает за счет перечисления внешних несоответствий, цепочки нехарактерных для персонажа действий, то в перевертыше, функция предмета «а» приписывается предмету «б», алогичны способы действия, причинно-следственные, временные связи, пространственные перемещения:
В небылицах, заимствованных из фольклора взрослых, главными персонажами выступают не только вещи, но и факты, явления, встречаются названия веществ, однородных масс (гнида щелок щелочила).
Важным организующим элементом художественной формы небыличных произведений и небылиц перевертышей является композиция.
Мотивированное расположение минимального количества композиционных элементов в небыличном тексте обусловлено его характером и назначением: удивить, рассмешить, позабавить.
Композиционное единство небыличных произведений часто нарушено, так как текст может состоять из двух-трех композиционных элементов, я которых сохраняется один способ изображения (описание внешнего вида, способ передвижения, диалог)
Положительные черты детского фольклора присущи текстам с небыличным содержанием. Изучение своеобразия небыличных текстов и небылиц-перевертышей позволяет считать их наиболее популярными в детской среде, демонстрируют большие возможности жанра в развитии детского словесного творчества (Е.МЛевина, С.М.Лойтер).
Характерной чертой небылиц-перевертышей является забавное, яркое звучание слова. Увлекаясь словесной игрой, дети усваивают семантические отношения между словами, постигают законы словообразования, овладевают творческими речевыми умениями.
Стремление детей к игре в небылицы-перевертыши вызвано желанием утвердиться в мире реальном, способствует интеллектуальному развитию. Дети правильно воспринимают нелепицы лишь в том случае, когда они хорошо понимают реальные вещи.
Таким образом, малые жанры фольклора, в частности небылицы и перевертыши, в совокупности с иными воспитательными средствами являются основой начальной стадии образования гармонически развитой личности, которая сочетает в себе духовное богатство, моральную частоту и физическое совершенство. Фольклорные произведения широко применяются в работе с дошкольниками. Прогуливаясь, играя, работая, занимаясь можно использовать эти произведения в качестве прекрасного дополнения к содержанию наблюдений, анализу и оценке определенного вида деятельности. Работая с ребятами, воспитателю необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в человеческой памяти, образующие фундамент для развития нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в социально полезной и творческой деятельности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА
Консультация для педагогов
«Детские перевёртыши и нелепицы в работе с дошкольниками»