Консултация для воспитателей "Организация режимных моментов в ДОУ"
Консултация для воспитателей "Организация режимных моментов в ДОУ"
Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
На первый взгляд, ничего нового по отношению к организации режимных моментов как условий для решения образовательных задач не наблюдается: нормируется то, что всегда было в силу специфики дошкольного образования.
Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО: «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Не умаляя значимости развития интеллектуальных, физических качеств и предпосылок учебной деятельности, остановимся на проблеме формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста в процессе организации режимных моментов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консултация для воспитателей "Организация режимных моментов в ДОУ" »
Консультация
Тема: «Организация режимных моментов в ДОУ»
Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
На первый взгляд, ничего нового по отношению к организации режимных моментов как условий для решения образовательных задач не наблюдается: нормируется то, что всегда было в силу специфики дошкольного образования.
Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО: «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Не умаляя значимости развития интеллектуальных, физических качеств и предпосылок учебной деятельности, остановимся на проблеме формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста в процессе организации режимных моментов.
Основными составляющими общей культуры, выделенными И.А. Зимней, являются: культура здоровья (культура питания, культура сна, культура безопасности жизнедеятельности) и социальная культура (культура поведения и общения, культура деятельности).
Как известно, режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей. Методические рекомендации по организации режимных моментов представлены в каждой примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Большое внимание авторами программ уделяется формированию культурно-гигиенических навыков, которые имеют непосредственное отношение к культуре здоровья. Режимные моменты с позиции взаимосвязи и единства двух компонентов общей культуры практически не рассматриваются.
Специфика дошкольного образовательного учреждения и семейного воспитания позволяют ребенку «войти в культуру» (Л.С. Выготский) повседневной жизнедеятельности, которая в дальнейшем будет проявляться независимо от того, где находится ребенок, а потом и взрослый человек — в учреждении, в гостях или в домашней обстановке. Проявляется ли бережное отношение к спящему или отдыхающему; закрывается ли дверь туалетной комнаты, собственного шкафа; сервируется ли стол для себя или другого человека, убирается ли посуда после приема пищи; приводится ли в порядок место отдыха, рабочее место; звучат ли слова благодарности тем, кто проявил заботу — все это определяет уровень культуры человека. От этого поведения зависит отношение к человеку тех людей, которые находятся рядом. Основы такого поведения закладываются в дошкольном возрасте и значение дошкольного образования трудно переоценить.
Зафиксируем принципиально важные позиции или подходы, которые помогут грамотно систематизировать задачи психолого-педагогической работы в каждом из организационных моментов режима (распорядка) дня.
Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка.
Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.
В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».
В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием для разработки проекта по организации режимных моментов в каждой возрастной группе является режим дня.
Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.
Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы (смотри Рабочую программу).
Предлагаемое проектирование организации режимных моментов базируется на идее организации бытовой, повседневной деятельности детей как условия формирования их общей культуры и развития личностных качеств. Исходя из этого, в режиме дня выделим следующие режимные моменты:
Утренний прием.
Утренняя гимнастика.
Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).
Организация непосредственно образовательной деятельности.
Организация прогулки.
Организация сна.
Уход домой.
В каждом из перечисленных режимных моментов (кроме утреннего приема и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап: подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика, завершение утренней гимнастики; подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки; подготовка ко сну, сон, постепенный подъем и т.п.
Все подготовительные и завершающие этапы могут быть отражены в распорядке дня, который составляется педагогом каждой возрастной группы на основе режима дня. Распорядок дня позволяет рассчитать объем основной общеобразовательной программы или время, необходимое для ее реализации, в том числе и время, отводимое на решение образовательных задач в условиях организации режимных моментов.
Специфика дошкольного образования заключается в том, что образование маленького человека происходит буквально в каждый момент его жизни, исключение составляет только глубокий сон. Именно поэтому время, отведенное на сон, не входит в объем основной общеобразовательной программы. Но даже в тот момент, когда ребенок внезапно пробуждается, реакция взрослого на это пробуждение может обеспечить как положительное, так и отрицательное влияние на его развитие. Поэтому проектируя организацию сна ребенка, обязательно поставим задачи, которые могут быть решены не только при подготовке ко сну или его завершении, но и в процессе сна (при внезапном пробуждении ребенка).
Система проектирования режимных моментов будет включать:
особенности организации режимного момента (с учетом санитарных правил и норм, действующих в системе дошкольного образования);
организационные моменты (или структурные компоненты), которые можно выделить в структуре каждого режимного момента;
основные направления деятельности в каждом организационном моменте;
задачи, решаемые в каждом организационном моменте (с учетом принципа интеграции образовательных областей);
формы, методы, приемы решения задач;
планируемые результаты (достижения ребенка).
Табличный вариант проектирования режимного момента может быть представлен следующим образом (табл.).
Организация режимного момента (например, «Организация прогулки»).
Особенности организации
№ п/п
Структурные компоненты режимного момента
Направления деятельности
Задачи
Формы, методы, приемы
Планируемые результаты
(достижения ребенка)
Каждый режимный момент может включать следующие организационные моменты (структурные компоненты): подготовка к режимному моменту (подготовка к прогулке, подготовка к приему пищи, подготовка ко сну и т.п.), сам режимный момент (прогулка, прием пищи, сон и т.п.), завершение режимного момента (возвращение с прогулки, завершение приема пищи, постепенный подъем и т.п.), а также дополнительные организационные формы (дежурство, взаимодействие с родителями, встреча детей, осмотр, опрос, переодевание и т.п.).
В дошкольном образовательном учреждении организуется трех-четырехразовое питание, в соответствии с зимне-весенним и летне-осенним 10-дневным меню. Подсчет белков, жиров, углеводов, а также калорийности блюд, получаемых детьми, проводится ежемесячно. Для детей с аллергодермотозами составляется отдельное меню с учетом их индивидуальных особенностей.
Контроль за соблюдением натуральных норм продуктов и проведение С-витаминизации готовой пищи осуществляются старшей медсестрой.
Контроль за правильной организацией питания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется заведующей с привлечением членов родительского комитета.
Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.
Для благоприятного прохождения процесса питания за каждым ребенком закрепляется индивидуальное место. Столы и стулья соответствуют росту детей. Перед каждым приемом пищи столы обрабатываются влажной салфеткой.
Столовые приборы (тарелка, ложка, вилка, нож) раскладываются на индивидуальные салфетки. Их набор определяется меню блюд. Чайные чашки устанавливаются на блюдцах. К компоту с фруктами подается чайная ложка. Бумажные салфетки ставятся в салфетницах, хлеб подается в хлебницах.
В сервировке столов принимают участие воспитанники (дежурные), осваивающие правила подготовки столов к приему пищи:
перед сервировкой столов необходимо привести свой внешний вид в порядок, вымыть руки;
индивидуальные салфетки раскладываются после обработки столов влажной салфеткой;
приборы на индивидуальные салфетки раскладываются в определенном порядке: тарелка в центре; ложка, вилка, нож лежат строго параллельно друг другу и тарелке.
Мотивация детей на дежурство обеспечивается предварительным сообщением дежурному меню, обсуждением необходимых приборов для сервировки стола, набором атрибутов для дежурных: передник и колпак в соответствующем полу ребенка цветовом и дизайнерском оформлении.
По завершении приема пищи дежурные помогают помощнику воспитателя: убирают на место салфетницы, хлебницы и индивидуальные салфетки.
Для полоскания полости рта после еды помощником воспитателя готовятся индивидуальные стаканчики с охлажденной кипяченой водой.
В процессе организации питания соблюдается принцип эмоционального благополучия детей, решаются задачи столового этикета и культуры питания.
Вопросы организации правильного питания и воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста решаются в тесном взаимодействии с родителями.
Основные формы привлечения родителей:
родительские собрания с презентацией новых блюд;
рекомендации по приготовлению блюд для сбалансированного питания детей на каждый выходной день;
выставки-дегустации;
консультации с приглашением специалистов города, компетентных в вопросах детского питания.
Структурные компоненты режимного момента
(на примере организации прогулки, питания, сна)
Подготовка к прогулке
(структурный компонент организации прогулки)
Направление деятельности.
Развитие самостоятельности в выполнении правил сбора на прогулку.
Задачи.
Формировать представления о правилах сбора на прогулку, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами:
наводить порядок в группе и развивающих центрах (убирать игрушки и пособия, аккуратно и красиво ставить стулья к столам) («Познание», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество»);
посещать туалетную комнату, мыть руки после туалета («Здоровье», «Социализация»);
одеваться по погоде, в определенной последовательности, аккуратно, в общем ритме, не мешая соседям («Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Познание»);
при необходимости обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам («Коммуникация», «Социализация»);
по окончании одевания аккуратно закрывать дверцу шкафчика, ожидать других детей («Безопасность», «Труд», «Социализация»);
участвовать в подготовке и выносе материала, необходимого для прогулки («Коммуникация», «Социализация», «Труд»);
спокойно выходить на прогулку, придерживать дверь при закрывании, заботиться о безопасности сверстников («Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»).
Формы, методы, приемы.
Напоминание, ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь, обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, образец этически ценного поведения по отношению друг к другу, похвала — одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброжелательности, стремления помочь, озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок.
Планируемые результаты (достижения ребенка).
Ребенок опрятен, аккуратен, заботится о состоянии вещей, одежды, соблюдает порядок в шкафчике и раздевальной.
Ребенок внимателен к нуждам и потребностям окружающих, способен в приветливой доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой о помощи, доброжелательно ответить на просьбу, по собственной инициативе оказать помощь.
Дежурство
(структурный компонент организации питания)
Направление деятельности.
Формирование представлений о дежурстве как проявлении заботы о других людях.
Развитие умений готовить обеденную зону к приему пищи.
Задачи.
Формировать представления о подготовке к дежурству по столовой (культурно-гигиенические навыки, внешний вид) («Здоровье», «Социализация»).
Развивать представления о необходимости соблюдения правил безопасности при подготовке столов и стульев, а также сервировки столов к приему пищи («Познание», «Безопасность»).
Формировать представления о меню, этикетных формах сервировки стола в соответствии с меню, развивать умения правильно и красиво сервировать обеденный стол («Познание», «Труд», «Безопасность», «Социализация»).
Развивать математические и конструктивные способности (навыки счета, соблюдение симметричности в организации пространства стола) («Познание»).
Формировать чувство ответственности за подготовку обеденной зоны к приему пищи («Социализация»).
Формы, методы, приемы.
Действия по словесному указанию, образец, поручения и задания, положительная педагогическая оценка.
Планируемые результаты (достижения ребенка).
Ребенок понимает значение своего труда для окружающих, проявляет заботу о сверстниках.
Ребенок способен к самоконтролю, проявляет ответственность за создание благоприятной обстановки для приема пищи.
Прием пищи
(структурный компонент организации питания)
Направление деятельности.
Формирование культуры питания.
Задачи.
Формировать представления детей о необходимости спокойного, неторопливого приема пищи, тщательного ее пережевывания («Здоровье», «Безопасность»).
Развивать представления о полезности блюд, технологии их приготовления, влияния питания на физическое состояние и здоровье человека («Познание», «Здоровье», Физическая культура»); об этикетных нормах и правилах поведения за столом («Познание», «Социализация»).
Формировать навыки безопасного и культурного поведения во время приема пищи («Безопасность», «Социализация», «Коммуникация»).
Развивать умения замечать красоту сервировки стола, оформления блюд, внешнего вида (дежурного, помощника воспитателя, детей), умения поддерживать порядок на столе («Социализация», «Труд»).
Ребенок понимает необходимость выполнения культурно-гигиенических процедур, контролирует качество самообслуживания.
Ребенок проявляет навыки культурного поведения во время приема пищи, поддерживает порядок на столе.
Ребенок активно проявляет внимание, чувство благодарности и признательности за труд сверстников и взрослых.
Сон
(структурный компонент организации сна)
Направление деятельности.
Создание детям индивидуального комфорта в постели, проявление заботы об их эмоциональном благополучии в процессе сна.
Формирование бережного отношения к спящему человеку.
Задачи.
Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели («Здоровье», «Физическая культура»).
Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна), адекватном поведении при внезапном пробуждении («Познание», «Социализация»).
Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности (сходить в туалет, попить воды, укрыться, если замерз) в моменты внезапного пробуждения («Здоровье», «Социализация»).
Формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников («Здоровье», «Социализация», «Познание»)
Формы, методы, приемы.
Музыкотерапия, индивидуальная помощь в достижении комфортного состояния в постели, сказкотерапия, чтение художественной литературы, ситуативный разговор, вопросы-предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон?), проговаривание действий, положительная оценка.
Планируемые результаты (достижения ребенка).
Ребенок тихо и спокойно ведет себя в спальной комнате, самостоятельно удовлетворяет свои потребности при внезапном пробуждении.
Годовое проектирование режимных моментов освобождает воспитателя от необходимости ежедневного планирования тех задач, которые решаются в условиях организации режима дня независимо от сезона или события (воспитание культурно-гигиенических навыков, культуры поведения за столом, развития умения одеваться в определенной последовательности, выполнять правила поведения в умывальной комнате и т.п.).
Приступая к такому виду проектирования воспитательно-образовательного процесса, воспитателю необходимо проанализировать примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования и выявить задачи, которые можно решать в процессе организации режимных моментов. Они и будут основой проектирования режимных моментов. Формы, методы, приемы их решения и планируемые результаты определяются воспитателем в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.