Консультации по инновационной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста.
Консультации по инновационной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенном и наглядно - образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенном и наглядно - образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенном и наглядно - образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенном и наглядно - образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультации по инновационной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста.»
Консультации по инновационной деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенном и наглядно - образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты: «Тонет, не тонет.» В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы). «Подводная лодка из яйца». В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли). «Цветы лотоса». Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются). «Чудесные спички». Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться). «Подводная лодка из винограда». Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа, виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать). «Капля шар». Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки. (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков). «Можно ли склеить бумагу водой?». Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. (Вода обладает склеивающем действием). «Чем пахнет вода». Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены). «Есть ли у воды вкус?» Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено) «Испаряется ли вода?» Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ). «Делаем облако». Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако. При проведении опытов использовались следующие вопросы: - Почему одни предметы тонут, а другие нет? Отчего это зависит? (От веса – тяжелый, легкий; от свойства материала, из которого сделан предмет). - Что будут происходить, если пустим поплавать легкую металлическую ложку, и тяжелую металлическую пустую кастрюлю? - Почему закрученные лепестки бумажного цветка, в воде распустились? (бумага намокает, становится тяжелее, лепестки раскрываются). - Можно ли склеить водой бумагу? (Бумага намокает и склеивается). - Как вы думаете почему яйцо в соленой всплывает? Что будет происходить если яйцо поместить в пресную воду? - Почему виноградинка всплывает в газированной воде? Что будет происходить с виноградинкой если её поместить в обычную воду? - Есть у воды вкус? Есть ли у воды запах? Что можно сделать, чтобы вода приобрела вкус и запах? - Испаряется ли вода и при каких условиях? Как это происходит? И т.д. В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Роль педагога, организующего детское исследование направлено на развитие культуры речи детей, так как в развитии коммуникативных компетенций дошкольников неоспоримая роль отводится не только психическому развитию, но и развитию речевых навыков. Для более успешной организации исследовательской работы детей необходимы определенные условия это: 1. Поддержать повышенный интерес детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями. 2. Создать в группе благоприятный микроклимат и комфортные условия для детского экспериментирования на занятиях и самостоятельной творческой деятельности детей. 3. Создать в группе уголки и зоны для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные, вместе со взрослыми опыты, самостоятельно в свободное время. Во всех видах деятельности педагогу необходимо идти от возможностей детей. Не навязывать детям свои представления на занятиях, а создавать условия для высказывания детьми своих представлений. Надо научиться удивлять, озадачивать своих воспитанников. Необходимо сменить свою позицию всезнающего, всеведущего судьи, оставить за собой право на ошибку, играть в «Незнайку». Пусть дети учат педагога, доказывают, рассуждают. Детям интереснее не узнать, а догадаться; не получить формальный ответ – а использовать свой вопрос как повод создания интересной ситуации общения. Необходимо помочь детям научиться дружелюбно общаться; учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, формируется собственная речь); способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; чтобы образовательный процесс был увлекательным для детей; воспитать в дошкольниках желание узнавать новое. Такой вид деятельности, как экспериментирование, детям интересен и занимает первое место, наряду с игрой и чтением книг. Уровень познавательного развития у детей в группах различный, и это требует гибкого проектирования содержания занятия, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей. Надо учитывать возрастные особенности детей, их интересы. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи. Имеется в виду её формулировка и отбор материала. Выбирая тему эксперимента, педагог должен учитывать есть ли необходимые для её решения средства и материалы. При выборе темы надо соблюдать следующие правила: 1. Тема должна быть интересная ребёнку. 2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен получить новые полезные знания, умения и навыки). 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления). В первую очередь, взрослые придерживаются определенный системы воспитания детей, направленной на развитие разнообразных эффективных коммуникативных навыков, соответствующих возрастным возможностям дошкольников. Таким образом, дошкольник, обладающий коммуникативной и социальной компетентностью, хорошо ориентируется в окружающей обстановке, знает правила поведения и активно ими пользуется, понимает свои возможности, умеет просить помощи и оказывать её, может включиться в различные виды деятельности. И так педагогические условия, в которых формируется личность дошкольника, являются наиболее значимыми для развития коммуникативной компетенции и привития навыков сотрудничества