Просмотр содержимого документа
«Консультации для родителей Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»
Консультация для родителей
воспитатель: Васильева М.Н.
Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…
Удивительное слово «здравствуйте». Знаете, что оно означает? Слово «здравствуйте» — очень древнее. Русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали друг другу доброго здоровья. Слово «здравствуйте» и означает «будь здоров». По-разному можно приветствовать знакомого и незнакомого человека. Но уклониться от приветствия, не ответить на него — всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне. Я желаю тебе всего самого доброго — здоровья, веселья и счастья». Вот что означает простое слово «здравствуйте».
Чем бы мы ни занимались, что бы мы ни делали, мы неизбежно пользуемся языком. Мы используем его для общения, для выражения своих чувств и не только. Язык и слово проникают во все аспекты человеческого бытия.
Но иногда одно-единственное слово может разрушить семью, лишить жизнь всякого смысла, убить последнюю надежду на исцеление. А может поистине творить чудеса. Оно может исцелить безнадёжно больного человека, придать жизни новый смысл.
«Слова словно кролики, съели всю зелень мира»- писал польский сатирик С.Е.Лец. И действительно, от частого употребления многие слова утратили яркость и насыщенность. Но так было не всегда, и на заре развития человечества слову придавалось магическое значение. Слово всегда обладало силой.
Древние говорили, что врач имеет три лекарства – травы, минералы и слово. В книге С.Г. Айрапетова «Здоровье. Эмоции. Красота» приводит такой эпизод, иллюстрируя силу слова: «И.И.Панаев вспоминает, как личный врач Пушкина А.С., доктор Спасский, словом убил больного. Доктор возвращался от умирающего Пушкина. Больной, к которому он приехал, едва приподнялся на постели, ему было плохо. Схватив руку доктора, он произнес: «Скажите мне, есть ли какая-нибудь надежда, доктор? Могу ли я выздороветь?» - «никакой, ответил Спасский, - все умрем батюшка… Вот и Пушкин умирает. Слышите ли?! Пушкин! Так уж нам с вами можно умереть». Больной со стоном опустил голову на подушку и умер в один почти в один час с Пушкиным».
Каждое слово, сказанное человеком, несет в себе большой заряд энергии и силы: либо разрушающей, либо созидательной. Своими словами мы творим себя, свое будущее, всю историю нашей жизни и окружающего нас мира. Наше здоровье, счастье, душевное равновесие зависят от того, как мы говорим и что думаем.
Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими.
Наблюдая за взаимоотношением ребенка и родителей, во время общения выделяютсядирективы– скрытые высказывания, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим такую директиву.
Высказывания:
«Глаза бы мои на тебя не глядели»
«Мне не нужен такой плохой мальчик»
Директива: «НЕ ЖИВИ»
Высказывания:
«Как тебе не стыдно бояться…»
«Как ты смеешь злиться на …»
«Не сахарный, не стеклянный и прочее»
Директива: «НЕ ЧУВСТВУЙ»
Высказывания:
«Дай я сам, у тебя все равно ничего не получится»
Директива: «НЕ ДОСТИГАЙ УСПЕХА»
Высказывания:
«Кроме меня, ты никому не нужен»
Директива: «НЕ ДОВЕРЯЙ, НЕ БУДЬ БЛИЗКИМ»
Высказывания:
«Не делай сам – это опасно, за тебя буду делать я»
«Не делай сам, подожди меня»
Директива: «НЕ ДЕЛАЙ САМ»
Высказывания:
«Смотри, как делает (тот-то)…»
«Почему Саша может, а ты нет?»
Директива: «НЕ БУДЬ САМИМ СОБОЙ»
Такие родительские высказывания-внушения уходят в область бессознательного, и взрослеющий человек затем расплачивается за неправильный стиль общения родителей невротизацией своей личности.
Таким образом, во взаимодействии детей и родителей нередко встречаются неэффективные способы коммуникации, наносящие вред психическому здоровью ребенка и формирующие у него негативные жизненные установки.
Мудрые люди говорят мало. Их слова имеют ценность, потому что из всего многообразия слов они выбирают самые точные, соответствующие их цели.
Теперь, я думаю, вы понимаете насколько важно научиться пользоваться словами и мыслями.
Один автор сказал об этом очень поэтично: «На холсте жизни с помощью слова-кисточки и эмоций-красок мы пишем мир». И, как вы уже догадались, у каждого получается своя картина. Ни хорошая и ни плохая, а просто своя.