Консультация родителей. Как отучить ребенка воровать?
Консультация родителей. Как отучить ребенка воровать?
Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям тяжело и неприятно говорить на эту тему, им нелегко признаться, что их ребенок совершил «ужасный» проступок - украл деньги или присвоил чужую вещь. Но еще труднее объяснить ребенку, что «так делать нельзя».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация родителей. Как отучить ребенка воровать?»
Методическая разработка занятия
в школе Здоровья для родителей
на тему
«Как отучить ребенка брать чужое?».
Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям тяжело и неприятно говорить на эту тему, им нелегко признаться, что их ребенок совершил «ужасный» проступок - украл деньги или присвоил чужую вещь. Но еще труднее объяснить ребенку, что «так делать нельзя»...
Вопрос в дневнике
-Моя дочка ходит в 1 класс. Недавно мы столкнулись с проблемой, о которой мне очень стыдно говорить: дочка стала воровать.
Сперва притащила домой игрушку. Сказала, что подарили. Я поверила. Потом у дочери в кармане нашла 20 рублей. Она призналась, что вытащила их из кармана подружки. Уж я и стыдила ее, и ругала - не помогает! Что мне делать?
Караул звать рано!
Легко понять чувства мамы. Вообще реакция подавляющего числа родителей в подобных случаях укладывается в три сценария: одни испытывают растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), другие впадают в панику («Что подумают люди?», «Я плохая мать...»), а третьи хватаются за ремень («Чтоб неповадно было!»). Но ни один из этих вариантов нельзя назвать правильным! Дело в том, что психологи, работающие с детьми, утверждают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Отсюда следует, что ворующий ребенок - далеко не потерянный. И это главное, что должны усвоить мамы и папы.
Поэтому не теряйте голову, не занимайтесь самобичеванием и оставьте в покое ремень. Успокойтесь! Давайте подумаем вместе, что могло стать причиной такого поведения вашего ребенка? Действуйте только после этого.
Откуда порывы?
Итак, по мнению психологов, ребенок может стащить (тайно взятая конфета относится сюда же) по следующим мотивам и причинам.
1. Из-за несознательности.
В три-четыре года ребенок еще не понимает значения слов «чужая собственность». Но никогда не рано начинать знакомить его с такими понятиями. Ребенок должен знать, что принадлежит ему лично. Он за эти вещи отвечает, за ними следит - и это никто не может у него отнять. Объясните ему, что с таким же уважением и он сам должен относиться к чужим вещам.
2. По привычке.
Чего только дети не наблюдают из жизни своих родителей! Во время прогулки мать подняла яблоко из чужого сада и положила его в карман. Отец не вернул одолженную книгу. Бабушка оставила у себя найденную чужую вещь. Ребенок, будучи свидетелем всего этого, по мелочам научился, что не надо быть таким уж щепетильным. Для него это становится привычкой - и он не находит ничего ужасного в том, чтобы тайком взять из дядиной коллекции пару марок, ведь у него их еще так много!
3. Из спортивного интереса.
У детей богатая фантазия. Некоторые телевизионные передачи развивают у ребенка такие же дерзкие идеи, как и чтение приключенческих книг и сказок. Это так интересно и захватывающе – что – то у кого – то стянуть. Показательный случай: обвиняемыми по делу о неоднократных кражах были признаны два тринадцатилетних сына обеспеченных родителей. Подростки из спортивного интереса «добывали» разные вещи и прятали их в укромном месте. При этом они казались себе очень взрослыми и отважными.
4. В знак протеста.
В четвертой и последней причине - самая большая вина родителей. Любой педагогический консультант, который встречается с ребенком по поводу случаев воровства, сразу предполагает неблагополучные отношения в семье. Почти во всех случаях предположение подтверждается. Вот некоторые примеры.
Родители ссорятся. Ребенок мстит за это воровством.
У матери (отца) нет времени для сына. Сын незначительным воровством обращает на себя внимание.
Ребенку не хватает тепла в родительском доме. Он крадет, чтобы привлечь внимание других взрослых или своих соучеников.
Дома не поощряют увлечений ребенка. Он «организует» средства для приобретения нужных ему безделушек.
Первый раз, он важный самый
Какими бы ни были причины, побуждающие наших детей присваивать чужое, оправдывать вора нельзя, - скажете вы. Что ж, вы правы, воровство на самом деле легко превращается в привычку. И вполне понятно, что вы не хотите постоянно краснеть. Значит...
Во-первых, как только «это» произошло в первый раз, ваша реакция должна последовать незамедлительно.
А во-вторых (с этого мы начинали наш разговор) вы не должны поддаваться эмоциям. В минуты гнева мамы и папы напрочь забывают о том, что их сын (дочь) - это всего лишь дитя. Не совершайте подобной ошибки. Не судите ребенка «взрослым» судом, безжалостным и беспощадным. Он вряд ли исправится только лишь «по вашему велению». Правильный выход - воспитать в ребенке собственное (и осознанное) «хотение» поступать честно.
Вот пример грамотного поведения мамы.
Допустим, ребенок принес домой чужую игрушку. Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вы осуждаете произошедшее. Перенесите акцент на переживания «обворованного»: как ему плохо, как он плачет и т. д. Убедитесь, что ваш сын или дочь на самом деле понимают, что это плохой поступок. И помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений. (Публичное разбирательство в присутствии других детей и взрослых недопустимо, поскольку может оказаться слишком болезненным стрессом для ребенка.) Лучше сделать это наедине с хозяином вещи.
Если вы уличили своего ребенка в краже, никогда не поступайте так:
Не называйте его вором, предсказывая недалекое уголовное будущее.
Не сравнивайте его с другими детьми, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным («Никому из родителей не приходится так краснеть», «Мой сын не мог так поступить» и т. п.).
Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все.
Не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.
Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь – но только если вы абсолютно уверены в фактах: ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время заверить, что очень его любите, даже если не одобряете сейчас его поведение.
С воспитательной точки зрения намного ценнее отнестись к ребенку с доверием. Поговорить с ним по – хорошему. Обращаться к нему с любовью и теплом. Искать корень зла не в ребенке, а в самих себе.