«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д.С. Лихачев
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Любовь к отчизне"»
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д.С. Лихачев
Детство – ответственный этап в становлении личности, одной из сторон которой выступает морально-нравственная сфера. От выбора содержания, форм и методов психолого-педагогической работы, наполнения развивающей предметно-пространственной среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств – патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, ощутить свои «корни в родной земле». Дошкольный возраст, по утверждению психологов и педагогов, является лучшим периодом для воспитания любви к малой родине и Отечеству.
Кроме того, приобщение ребенка к культуре своего народа через обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость зпа землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Таким образом, закладывая фундамент с детства, мы создаем предпосылки для формирования личности настоящего патриота, любящего свою Родину.
Учитывая актуальность проблемы и требования нормативно-правовых документов образования была разработана программа «Донбасс – мой край родной».
Основная цель программы – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края, сопричастности к окружающему и развитие таких качеств как гражданственность, совесть, честь, достоинство, милосердие, доброжелательность.
Для достижения цели программы первостепенное значение имеют задачи:
Образовательные:
формирование у детей дошкольного возраста представления о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет;
формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее;
формировать краеведческие знания об исторических традициях и культурном наследии родного края;
объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Развивающие:
расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;
развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки, критичность мышления;
развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине, гордости за нее, восхищения её красотой;
воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края;
поддерживать интерес к стихам, рассказам и песням поэтов, писателей, композиторов родного края, рассматриванию картин художников родного края;
воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам.
Ознакомление с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Исходя из этого содержание программы структурировано по трем макросферам, каждая из которых предполагает распределение тем по микросферам:
Микросфера 1. «Донбасс и Русский мир»:
микросфера «Дыхание времен»;
«След в истории. Выдающиеся личности»;
«Летопись народной мудрости».
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
микросфера «Человек и закон»;
«Гражданская позиция»;
«Мои права и обязанности»;
«Трудом славен человек»;
«Учимся жить среди людей».
Макросфера 3. «Донбасс – моя Родина»
микросфера «Я житель Донбасса»;
«Природа Донбасса»;
«Культура Донбасса».
Все макросферы представлены в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к ней. Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности.
Используются такие формы работы:
игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, игры-драматизации, театральные постановки);
конкурсы и викторины;
выставки и фестивали;
экскурсии, целевые прогулки;
праздники и развлечения, концерты и музыкальные гостиные, познавательные, физкультурно-музыкальные и спортивно-театрализованные досуги;
создание альбомов, самодельных книг, стенгазет;
морально-эстетические беседы, решение проблемных ситуаций;
проектная деятельность.
Целевыми ориентирами на этом этапе завершения дошкольного образования является:
интерес детей к событиям, происходящим в стране, чувство гордости за ее достижения;
знания о символах и традициях родного края;
чувство сопричастности к людям, проживающим на ее территории, уважения к людям труда и защитникам Родины.