Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Родительская любовь и мудрость"»
Консультация для родителей «Родительская любовь и мудрость»
Ведущий. Уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о характере ребёнка и родительской мудрости в воспитании детей. Начнем мы нашу встречу с притчи «Первый ангел».
За день до своего рождения ребенок получил возможность задать Богу три вопроса. Ребенок задал первый вопрос:
— Я не знаю, зачем я иду в этот мир, что я должен делать?
Улыбнувшись, Бог ответил:
— Тебе будет нелегко в том мире, куда ты скоро придешь. Но я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой и который тебе все объяснит.
— Но как я пойму ангела, ведь я не знаю его языка, — задал свой второй вопрос ребенок.
Улыбнувшись, Бог ответил:
— Ангел научит тебя своему языку. Более того, он научит тебя всему.
— Как зовут моего ангела? — задал свой последний вопрос ребенок.
— У этого ангела много имен, но ты будешь называть его МАМА.
Вы, родители являетесь для своих детей ангелами – хранителями. Вы – первые учителя своих детей. Вы – самые близкие люди. Сегодня Ваши дети пришли для того, чтобы сказать Вам, как Вы им дороги, как они любят Вас!
Дети читают стихи о родителях, для пап и мам.
В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовно-нравственный порыв человека, постигнутый им как счастье. Это стремление к тому, чтобы продолжить себя в детях, утвердить нравственные ценности, обретенные предыдущими поколениями, умноженные крупицей собственного опыта, творения и творчества.
Из глубины веков пришла к нам утвердившаяся в народе мудрость: хорошие дети — честь отца и матери, их достоинство; плохие — горе, несчастье, страдания.
Вспомните, какие чувства вы испытали, когда у вас родился ребёнок. Доченька, сыночек. Сколько ласковых слов, сколько нежности, любви. Столько же нежности и любви вложили ваши дети в письма, которые подготовили для вас.
Мы предлагаем вам сейчас обратиться к вашему родительскому опыту с целью осознать качества характера своего ребенка, а также роль родителей в воспитании детей.
Ведущий: Подумайте, как можно продолжить фразу «Мой ребенок...»
А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен». Осталась 1 минута, вам необходимо завершить работу.
Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:
1-я — те, которые вас устраивают в вашем ребенке;
2-я — те, которые вы бы хотели изменить в нем.
Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных?
Ведущий: Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
• на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
• на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;
• на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» — был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты...
Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.
И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.
В плену идеалов
Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом. При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию.
Как это происходит? Мама и папа обычно имеют представление о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном и необходимом, помогающем в жизни. На собственном опыте или опыте общения с друзьями, коллегами, знакомыми одна (или несколько) черт характера начинают казаться «самыми лучшими» в человеке, и в результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим «особо ценным» качеством. Например, у каждого из нас есть некоторые стереотипы «идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях.
Что происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей и на старости лет рядом с нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек - наш сын или дочь? Вовсе нет! Во-первых, потому что идеальных людей нет, а во-вторых, потому что у родителей, целенаправленно занимающихся воспитанием «идеального» характера своих детей, желаемое редко совпадает с реальными предпосылками.
Причин тому есть несколько. Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок - это не чистый белый лист, на котором можно «написать» любой характер. И родитель - это не третейский судья, чтобы определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие - нежеланными для его ребенка.
Характер ребёнка зависит от Вас.
Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем.
Воспитание, а особенно формирование характера - невероятно сложный процесс, требующий большой интуиции и доверия к своему ребёнку. Но прежде чем выстраивать свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что это такое - характер?
Характер – совокупность устойчивых особенностей человека как личности, определяющих его поступки, действия и реакции в различных социальных ситуациях.
Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся
в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность);
в отношении человека к самому себе (гордость, чувство собственного достоинства)
в отношении к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).
Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".
Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?
Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка.
Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения.
Второе свойство - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя).
Третья особенность - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна).
Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.
Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.
Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. Родители должны воспитывать устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности.
Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.
В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.
Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными.
В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения.
В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают ребёнку только посильные задания и вовремя помогают ему.
Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.
У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом.
Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, у ребёнка появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.
«Как формировать характер»? «С чего начать?»
Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в своем ребенке. Однако повлиять на его характер мы, безусловно, в силах. С чего нужно начинать?
Идти всегда нужно от изучения личности ребенка. Никто лучше вас не знает особенностей его темперамента, условий развития, его внутренних задатков. Вместо того, чтобы вслепую идти к некому «идеалу», вы можете опираться на то положительное, что уже есть у вашего ребенка: быстроту его реакции или его спокойствие, его активность или его вдумчивость, его интересы и предпочтения к отдельным видам деятельности и т. д. Ведь сами по себе способности и задатки не плохи и не хороши. Все дело в том, в какую сторону они могут быть направлены.
Более того, типологические черты характера также нравственно нейтральны. Например, внутренняя твердость и даже жесткость может быть обращена не только в принципиальность и уверенность в себе, но и в жестокость и неприятие других людей. Добродушие и ласковость, присущие ребенку, могут быть связаны не только с милосердием, но и со слабоволием и отсутствием целеустремленности.
Зачастую, говоря о различных секретах воспитания детей, часто забывают о том, что эти методы применимы лишь при наличии у родителей развитых определенных качеств характера. Например, если у родителей нет терпения, то применение большинства существующих методик воспитания (даже самых лучших) будет затруднительно или даже невозможно.
Предлагаю Вам ответить на вопросы теста «Какой Вы родитель?»
Родители заполняют тест, анализируют результаты.
Я хочу предложить к рассмотрению следующие основные качества характера, необходимые родителям (приведенный список, далеко не полон, и каждый родитель может дополнить его самостоятельно, в соответствии со своим видением данной проблемы):
Альтруизм.
Альтруизм в воспитании детей предполагает отсутствие корыстных отношений. Собственно говоря, безусловная (материнская) любовь - это и есть альтруизм. Слово альтруизм произошло от латинского alter (другой) и означает бескорыстное служение людям, способность действовать во благо других людей, иногда даже в ущерб себе...
Терпение.
Следует отметить, что от терпения родителей зависит физическое и психическое здоровье не только детей, но и самих родителей. Не зря о терпении на Востоке говорят как о способе сбережения энергии. Нетерпеливый человек растрачивает всю свою энергию, которую можно было бы использовать гораздо эффективнее.
Честность.
Чтобы быть честным по отношению к ребенку нужно быть честным в первую очередь по отношению к самому себе, что очень и очень непросто. И несколько слов о том, как важно держать свое слово в отношениях с детьми. Все невыполненные обещания разрушают веру ребенка в родителей, пожалуй, сильнее всего. Может быть, лучше не обещать вовсе или очень хорошо взвешивать свои обещания и, пообещав, выполнять.
Искренность.
Особенно важна искренность в общении с детьми. Практически все дети очень хорошо чувствует всякого рода фальшь и неискренность и в таких случаях "закрываются" от взрослых.
Ненавязчивость.
Навязчивые родители своими действиями как бы связывают ребенка, лишают его свободы. А кому понравится, когда покушаются на его свободу? И неважно, что многие оправдывают свою навязчивость благими намерениями.
Одна крайность в данном случае - это навязчивость, другая - полное безразличие. Идеальный вариант, как всегда, где-то посередине.
Уверенность в себе.
Если вы выбрали методику воспитания, хотя бы несколько отличающуюся от общепринятых, будьте готовы к тому, что найдется огромное число "доброжелателей", которые будут убеждать вас в ошибочности вашей методики и пугать всеми напастями, которые могут произойти, если вы не перестанете "издеваться" над ребенком. Эмиль Куэ, писал: "Сомнения - это полупоражение". Если вы уже что-либо решили, то сомнения нужно отбросить и с уверенностью в своих силах действовать.
Гибкость (психологическая).
Многим родителям, любящим детей, прекрасно образованным, серьезно относящимся к воспитанию детей для успешного воспитания не хватает самой малости, а именно - психологической гибкости. Если бы мы воспитывали некоего "усредненного ребенка", тогда в этом качестве не было бы никакой необходимости - нужно было бы только строго следовать набору определенных правил, предписаний, инструкций. Но так как все мы признаем "единственность и неповторимость" каждого ребенка, то следует признавать и необходимость "единственного и неповторимого" подхода к воспитанию конкретного ребенка. А такой подход невозможен при отсутствии психологической гибкости.
Любознательность.
Родителям, кроме всего прочего, должно быть интересно воспитывать детей. Если интереса нет, а есть только жесткая необходимость, то даже самая лучшая методика воспитания может быть неэффективной. Впрочем, в большинстве случаев, осознанно или нет, но интерес у родителей есть. Конечно, благодарить за это нужно ребенка, ведь именно он вносит в жизнь родителей очень большой элемент новизны, пробуждая интерес родителей к себе, к тому, как он растет, развивается, познает мир.
Чувство юмора.
Нет ничего печальнее воспитания детей родителями, у которых напрочь отсутствует чувство юмора. Таким детям можно только посочувствовать - у них скорее всего будут серьезные проблемы в жизни и прежде всего в общении с другими людьми. Да и самим родителям, не имеющим чувства юмора, и особенно по отношению к себе, гораздо сложнее воспитывать детей, тем более что юмор является прекрасным средством эмоционального саморегулирования, в котором нуждается подавляющее большинство родителей.
Впрочем, на мой взгляд, думать, что воспитание - это некий односторонний процесс обучения нами своих детей, было бы ошибочно.
На самом деле мы и сами учимся у своих детей очень многому, но в большинстве случаев это происходит неосознанно и потому эффект такого обучения не особенно заметен. Повысить эффективность такого нашего обучения можно, если осознавать, во-первых, то, чему можно у детей научиться, а, во-вторых, осознанно этому обучаться.
1. Способности быть счастливым. Русский философ Григорий Померанец писал: "Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья.
Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором. - и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным: небу, дереву, человеку".
2. Способности жить "здесь-и-сейчас". У взрослых людей очень много времени проходит в мыслях о будущем и в воспоминаниях. Многие люди живут одними воспоминаниями. Многие - одними мечтами. И что интересно - ни среди "мечтателей", ни среди "вспоминателей" счастливых людей вы не обнаружите. Счастливы лишь те, кто живут настоящим. Дети же живут по принципу "есть только миг между прошлым и будущим - именно он называется жизнь", и во многом это объясняет то, почему практически все дети, какими бы тяжелыми не были условия их жизни, счастливы.
3. Способность к необусловленной любви. Дети любят родителей не за что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем возрасте).
4. Гибкости (физической и психологической). Именно психологической гибкости не хватает многим людям, когда перед ними возникают сложные проблемы.
5. Открытости миру. Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему. Большинство взрослых "запирают дверь" в свое сердце. В какой-то степени это необходимо, ибо, учитывая несовершенство людей, можно предположить, что в "открытое сердце" могут, извините, нагадить Но постоянная закрытость приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все время закрыт для него, соответствующее.
6. Способности удивляться. К сожалению, часто приходится слышать, как многие взрослые с гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить. Чем тут гордиться - непонятно. Отсутствие способности удивляться у взрослого человека вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив, мудрец удивляется каждый миг самым простым (в нашем понимании) вещам: травинке, листу, упавшему с дерева, солнечному лучу и т.п.
7. Естественности. Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.
8. Необусловленной радости. Радость взрослого человека в подавляющем большинстве случаев обусловлена чем-либо: радость от встречи с другом, радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на огороде и т.п. Радость часто детей необусловлена ничем.
10. Легкости в восприятии нового. Объяснение того, почему человеку так трудно приспособиться к изменениям, лежит в его природном консерватизме, который являлся и, наверное, и сейчас является необходимым условием выживания. Любое действие человека, раз оно не привело в прошлом к гибели, уже имеет определенное преимущество перед другими, неапробированными действиями, уже дает некоторую гарантию выживания, и организм стремится повторить его и превратить в привычку. Поэтому консерватизм вполне природное явление, свойственное всем живым существам. Но у человека консерватизма должно быть в меру, иначе никакого развития не будет.
11. Творчеству. Очень верно заметил Г.К.Честертон: "Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет". И действительно, всем детям свойственно постоянное творчество. Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их жизни, позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он вырастет.
12. Фантазии. Многие взрослые люди живут мечтами. Мечтательность, возможно, в какой-то степени и хорошее качество, но только в том случае, если мечтаем мы в меру (иначе мечты заслоняют реальность, и возникает множество проблем). А еще лучше, если человек с возрастом не утратил способность жить в стране Фантазии. В детстве мы все были жителями этой страны, но по мере взросления покидали ее. И только немногие взрослые могут хотя бы изредка в нее возвращаться. Не стоит думать, что время, проведенное в стране фантазии, пропадает зря, напротив, это не только великолепный отдых, но и колоссальный толчок к развитию (да и для здоровья весьма полезно).
Несправедливость родителей по отношению к детям.
Необходимо сразу же отметить, что под несправедливостью родители и дети могут понимать разные вещи. То, что для некоторых родителей является естественным (например, решать за ребенка, чем ему заниматься), для детей может быть верхом несправедливости. Попробуем отметить какие поступки, действия (или бездействия) взрослых могут восприниматься ребенком как несправедливые:
• обман;
• наказание, в тех случаях, когда проступок совершен непреднамеренно (по неловкости, по незнанию и т.п.);
• отсроченное наказание, т.е. наказание за проступок, совершенный в прошлом;
• необьяснение причины наказания;
• наказание, сопряженное с унижением;
• гнев и злоба, особенно если они необоснованны;
• отказ в любви в наказание за проступок («Ты плохо себя ведешь, поэтому я тебя не люблю»);
• лишение свободы выбора;
• игнорирование присутствия ребенка (особенно когда о нем в это время рассуждают, как будто его рядом нет);
• нежелание понять ребенка;
• нежелание выслушать ребенка (ссылаясь на неотложные дела);
• требование от ребенка того, чему сами родители не следуют (например, требование честности тогда, когда ребенок видит, что сами родители не гнушаются обмануть других людей);
• непризнание ребенка как личности;
• неуважение к ребенку, игнорирование его мнения;
• сверхопека, с одной стороны, и невнимательность к нуждам ребенка, с другой;
• недоверие к ребенку.
Этот список далеко не полон. Наверное, если предложить составить этот список детям, то он был бы по меньшей мере в несколько раз длиннее.
Чем опасны проявления несправедливости по отношению к ребенку? С одной стороны, у ребенка может выработаться восприятие окружающего мира, как несправедливого, что, конечно же, не прибавит ему счастья. У этого ребенка не разовьется такое важное качество, как инициативность, и напротив, определяющим качеством для него станет пассивность.
С другой стороны, если ребенок заявляет родителям, о том, что они несправедливы по отношению к нему, а родители его грубо подавляют, то у ребенка может сформироваться устойчивое мнение, что отстаивать свои права опасно и лучше молча терпеть.
Неправильная тактика взаимоотношений с ребенком. Известный детский психолог А.И.Захаров выделяет следующие признаки неправильной тактики родителей:
1. Низкая сплоченность и разногласия челнов семьи по вопросу воспитания.
2. Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.
3. Выраженная степень опеки и ограничения в каких-либо сферах жизнедеятельности детей.
4. Повышенная стимуляция возможности детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
Большинство родителей стремятся к тому, чтобы их дети стали по-настоящему зрелыми людьми. Результаты своих вложений родитель увидит только тогда, когда ребенок переступит порог зрелой жизни. Поэтому, уже сегодня стоит обратить внимание, на такие важные составные успешной жизни:
- учеба – какое отношение ребенка к данному процессу – радостное, вялое, никакое… Надо помнить, что это сфера жизни отвечает за развитие карьеры и профессионального роста;
- труд – как ребенок относиться к рабочим моментам семьи, это его платформа для роста профессионализма;
- личная жизнь чаще всего строиться по образцу, который ребенок увидел в семье.
- понятия семьи, семейных отношений – это то, что закладывается на всю жизнь в детстве.
- дружба – умеет ли ребенок дружить? Родитель очень может помочь ребенку сформировать понятия дружбы и верности другу разговорами и личным примером – стать другом ребенку.
- трудности – как семья справляется с трудностями, станет в будущем примером для взрослого сына или дочери. Подумайте, вы желаете своему ребенку справляться с личными трудностями таким же способом, что и вы?
Правильный родитель чувствует это и принимает огромный груз ответственности перед ребенком, собой и обществом. Эта ответственность порой очень трудная еще и потому, что мудрый родитель понимает, что он втиснут во временные рамки. Каждый знает, что однажды сын или дочь станут на самостоятельные ноги, покинут родительскую опеку. И с этого времени их руководителем в жизни станет тот характер, который вы сумели воспитать в сыне или дочери.
Когда вы проводите время с ребенком, не вспоминайте о своих проблемах. Это поможет и вам (проблемы легче решить, когда можешь на время о них забыть), и вашим детям, которые еще очень хрупки, чтобы выдерживать "груз ваших проблем". Вилли Барраль пишет об этом: "Ребенок, как правило, беспокоится о родителях не меньше, чем они о нем, - с той разницей, что ребенку, незакаленному, неопытному, труднее нести груз тревог своих родителей".
В заключение я хотела бы рассказать вам притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.
ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ
Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
— Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:
— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил:
— Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.
Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.
В наше время большинство взрослых знают, что детство - это особый мир со своими законами и правилами. Но это знание почему-то забывается, когда взрослые оценивают поступки ребенка с позиций нашего "взрослого" мира.
Умение вернуться в мир детства, стать хотя бы на мгновение снова ребенком, посмотреть на мир взрослых глазами ребенка- все это имеет огромное значение для понимания своих детей, а значит, в итоге и для успешного процесса воспитания.
От нас, родителей, зависит, каким будет мир детства наших детей: радостным, справедливым, чистым и добрым или печальным, несправедливым и злым.