Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "отец- как воспитатель."»
«Отец как воспитатель»
Консультация для родителей
Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. И если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей. Именно в семье формируется личность будущего труженика и гражданина. Мы не можем и не должны ограничивать сегодняшний мир ребёнка стенами квартиры и одними лишь семейными впечатлениями. Воспитание - процесс многогранный и всеобъемлющий. Всё, что окружает ребёнка - люди, вещи, события - всё накладывает отпечаток на его личность, изменяет и развивает его. И отцовский долг - сознательно, чутко направлять это развитие.
Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Встречаются иной раз молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства, иными словами не готовые к нему. Ребёнок - большое испытание на прочность семьи. Справедливости ради нужно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позже, чем чувство материнства. Ещё Аристотель заметил, что по - настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями.
Как ребёнок нуждается в том, чтобы о нём заботились, и это даёт ему ощущение надёжности и прочности мира, так и взрослый мужчина испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья счастливы, есть у них чувство удовлетворённости.
Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы, бодрость.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие человеческие качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Видный русский писатель и историк Н. М. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты». О воспитании детей заботятся государство, школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но влияние отца полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации, когда в детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По - настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».
Детям нужен отец.
Разошлись муж и жена. Распалась ещё одна семья. Причин много, постороннему трудно в них разобраться. Если распадается семья, в этом виноваты обе стороны: и муж, и жена, так как семья - творчество двоих. Нынче почти 70% разводов совершается по инициативе женщин. Они вынуждены избавиться от мужей - пьяниц, тунеядцев, грубиянов. Этим мужьям были не под силу семейные заботы. Но этот процент всё равно настораживает. Настораживает это, потому что мы, педагоги, наблюдаем в садах и в школах значительный процент детей без родных отцов, безотцовщину при живых отцах. Одни дети становятся агрессивными, другие - робкими, ущемлёнными, чем - то ущербными в характере. Неполная семья - это, как бы себя не успокаивали, беда, несчастье.
Без твёрдого отцовского руководства мать вырастит ребёнка изнеженным, точно так же как и без материнской ласки, ребёнок становиться грубым. Человеку нужны родственные, кровные связи. Ему всегда нужно с кем - то посоветоваться, разделить свою радость, поговорить. Выбирает ли он профессию, устраивает ли свою личную жизнь или сам становится родителем - всегда ему нужны отец и мать. От матери он получает ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца - мужество, силу воли, смелость поиска, уменье бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.
Влияние личности отца на воспитание детей, особенно мальчиков, очень велико. Невнимание к ребёнку, нельзя оправдывать каким бы то ни было ответственным постом, или учёным званием.
Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он нужен, чтобы помогать своим детям. На производстве отец - труженик, в семье отец - воспитатель, а вместе обе эти функции составляют гражданский долг, от добросовестного исполнения которого никто не вправе уклоняться. Закончив рабочий день, мы спешим к себе домой, и здесь нас ожидают не только отдых, тепло домашнего очага и житейские радости, но и многочисленные отцовские обязанности. От отца требуется любовь, общение, взаимопонимание. Теперь звание отца не даёт гарантий: сыновнее уважение надо заслужить.
Если родители любят друг друга и своих детей, в семье спокойно, радостно. Очень тяжело переносят дети семейные раздоры. Можно обмануть весь свет и жену в придачу, но детей своих обмануть никому не удаётся. Ребёнку необходима семья, ему нужна атмосфера добра, правды, доверия и чистоты. Трудно представить счастье ребёнка и аморальное поведение отца или матери. Это недопустимо и несовместимо.
Счастье семьи - это не только счастье двух людей. Это счастье для многих, кто с ними соприкасается: для их детей, для друзей, знакомых. В такой семье дети растут человечными и стойкими к жизненным невзгодам, потому что в детстве они получают необходимое количество «калорий» родительского тепла.
Счастье - это когда в семье не только мать, но и умный отец. Народная мудрость утверждает, что один отец значит больше, чем сто учителей. Поэтому для полноценного развития и воспитания необходим отец.
Живой пример отца.
Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и другое. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, сила, мужская надёжность, выдержка, деловитость, предприимчивость, чувство долга перед семьёй, рыцарское отношение к женщине. Формирование некоторых из этих черт у мальчиков без влияния отцов почти невозможно. «Из гнезда коршуна редко вылетает сокол», - гласит народная мудрость. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает естественным так относиться и к своей избраннице.
- Не слушай мать, сынок: всё это глупости, что она тебе внушает, - замечает отец.
Ясно, что такое отношение к женщине впоследствии передаётся сыну. Поэтому отцовское слово, много значащее в воспитании сына, должно быть обдуманным и веским.
Следует избегать крикливого тона в разговоре с сыном. В. А. Сухомлинский советовал:
«Как наивысшую ценность, берегите гордость, неприкосновенность личной чести ребёнка». Нельзя грубо оскорблять сына, публично наказывать его, унижать.
Поведение отца - это пример не только в воспитании сына, но и в формировании личности дочери. Девочки также нуждаются в отцовском влиянии. Девочки требуют особо тонкого и нежного обращения отца, их струны души могут оборваться, если натянуть их слишком туго. Отец должен следить, чтобы в семье девочка не росла избалованной и кокеткой, а готовилась к роли труженицы и матери.
Отец - это человек, который всё лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие люди, что он приобретает в неустанных поисках, умеет передать детям.
Меры предосторожности на льду в зимнее время.
Консультация для родителей.
1. Вступление. На начальном этапе развития человеческого общества чрезвычайные ситуации носили в основном природный характер и были связаны со стихийными бедствиями, которые наводили страх и ужас на людей. К основным стихийным бедствиям относятся и метели, холода, сильные снегопады, изморози, гололед. Гололедом называется плотный слой льда, образовавшегося на поверхности земли при замерзании капель дождя или тумана. Гололед вызывает огромное количество транспортных аварий и катастроф, приводит к травмам и гибели людей, обрыву проводов, уничтожению деревьев, посевов. А лед, образовавшийся на земной поверхности после оттепели, называется гололедицей. По причине падений на скользкой поверхности ежегодно травмируется около 2 млн. россиян!
2. Первый ледяной покров на водоемах. С наступлением холодов появляется первый ледяной покров на реках, озерах, прудах, прибрежных участках морей, и на скользкую поверхность льда устремляются не только взрослые, но и дети. Молодой лед вначале тонкий, непрочный и тяжести человека не выдерживает. В местах замерзания веточек, дощечек и других предметов лед бывает еще слабее. И, если такие места запорошил снег, то катающийся на санках или коньках неизбежно терпит бедствие.
3. Толщина и прочность льда для катания и на переправах. Чтобы без риска человек мог находиться на льду, он должен быть прочным, иметь определенную толщину. Установлено, что переход одиночных пешеходов по льду возможен при толщине льда не менее 5 см. Большой группе людей можно переправляться по льду при толщине в 7 см, но каждый пешеход должен идти на расстоянии 5-6 м друг от друга. Открытие катка на реке, озере или прибрежной полосе моря рекомендуется при толщине льда не менее 25 см. Переход водоемов по льду в необозначенных местах всегда связан с риском для жизни. Поэтому перемещение возможно только там, где разрешен переход.
4. Лед непрочный и лед прочный. Лед может быть непрочным около стока вод. Тонкий или рыхлый лед бывает вблизи кустов, камыша, под сугробами, в местах, где водоросли вмерзли в лед. Следует также обходить места, покрытые толстым слоем снега, – под ним лед всегда тоньше. Непрочен лед и там, где бьют ключи, где быстрое течение реки. Особенно осторожно надо спускаться с берега, - лед может неплотно соединяться с сушей. Ни в коем случае нельзя проверять лед ударом ноги! Какой же лед можно считать безопасным? Прочным безопасным льдом считается прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком при толщине до 12 см. При оттепели, изморози и дожде лед обычно покрывается водой, а затем замерзает, в особенности после снегопада. При этом лед становится белым или матовым, а иногда приобретает желтоватый цвет. Такой лед непрочный, и его толщину принимать во внимание не следует.
5. Зимний ледостав. Опасные места на льду. Лед на реках, озерах и других водоемах становится прочным лишь в период полного становления зимнего ледостава. Однако и зимой возникает немало опасных для катания и переправ мест. К ним относятся: а) майны и промоины, образующиеся быстрым течением рек, подземными ключами, выходящими на поверхность, и спусками теплой воды от промышленных предприятий; б) проруби, рыбацкие лунки, места выколки льда.
6. Правила поведения на льду. С появлением первого ледяного покрова на реках, озерах, прудах нельзя использовать лед для катания и переправ, - молодой лед вначале бывает тонкий, непрочный и не выдерживает тяжести человека. Прежде чем кататься на льду, надо убедиться в его прочности. Места, специально обозначенные для перехода и переезда, как правило, постоянно контролируются. Здесь ведется наблюдение за прочностью льда. При опасности переход по льду закрывается, производится дополнительное ограждение опасных мест, здесь всегда можно получить помощь. Все остальные места покрытого льдом водоема практически не контролируются. В таких местах могут оказаться проруби, рыбацкие лунки, лед бывает тонким, подмытым. Провалившись под лед в таком месте, человек может не получить помощи и утонуть.
7. Приемы оказания помощи терпящим бедствие на льду. До оказания помощи пострадавший должен действовать самостоятельно. Если Вы провалились под лед, старайтесь передвигаться к тому краю полыньи, откуда идет течение. Это гарантия, что Вас не затянет под лед. Добравшись до края полыньи, старайтесь, не обламывая кромку льда, широко раскинув руки, удерживаться на поверхности, чтобы не погрузиться в воду с головой. Затем, побольше высунувшись из воды, налегая грудью на закраину льда, поочередно вытаскивайте на поверхность ноги. По возможности без резких движений старайтесь выползти на твердый лед. Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину или грудь и медленно ползите к берегу, продвигайтесь в ту сторону, откуда пришли. Одновременно с этим зовите на помощь. Действовать надо решительно и не мешать себе страхом! Выбравшись на сушу, поспешите согреться, т.к. охлаждение может вызвать серьезные осложнения.
8. Охлаждение, переохлаждение, обморожение. Чрезвычайную опасность для человека, находящегося на открытом воздухе, представляет холод, длительное воздействие которого на организм человека может привести к охлаждению, переохлаждению, обморожению. Действие холода на организм вызывает ослабление тактильной и болевой чувствительности, снижает мышечную силу и скорость реакции. Внешними признаками охлаждения являются: озноб, дрожь, бледность кожи, скованность движений, апатия, редкое, поверхностное дыхание, слабый пульс, желание сгруппироваться, прижать руки и ноги к туловищу, «съежиться»; при сильном охлаждении характерны сонливость и потеря сознания.
Переохлаждением называется процесс постоянного снижения температуры тела до опасных пределов под воздействием холода. Основными признаками переохлаждения являются: понижение температуры тела человека ниже 36°С, сокращение частоты сердечных сокращений, появление чувства усталости, нарушение сознания (заторможенность, апатия, бред, галлюцинации, неадекватное поведение), сонливость, замедление речи, нарушение памяти, утрата двигательной активности, посинение кожных покровов, губ, нарушение ритма дыхания, потеря сознания. Процесс переохлаждения наиболее интенсивно протекает при нахождении человека в холодной воде, т.к. теплопроводность воды в 27 раз выше, чем воздуха. Попадание человека в холодную воду приводит вначале к резкому увеличению числа сердечных сокращений и повышению кровяного артериального давления.
Наряду с переохлаждением причиной смерти людей в холодной воде является холодовый шок. Он возникает в момент внезапного попадания человека в холодную воду, что приводит к нарушению дыхания в результате обширного раздражения температурных рецепторов кожи.
8. Оказание первой экстренной помощи. Оказать немедленную помощь терпящему бедствие на воде или на льду – благородный долг каждого гражданина.
При бледном утоплении (случается в ледяной воде, в проруби) характерны следующие признаки: бледность кожи, отсутствие пульса на сонной артерии, иногда – пена изо рта. В этом случае необходимо перенести тело от воды на безопасное расстояние. Проверить реакцию зрачков на свет и наличие пульса на сонной артерии, при их отсутствии приступить к реанимации. Если появились признаки жизни (пульс и дыхание), - перенести спасенного в теплое помещение, переодеть в сухую одежду, дать теплое питье, вызвать «скорую помощь». Недопустимо терять время на удаление воды из легких и желудка при отсутствии пульса на сонной артерии!
При обморожении необходимо, чтобы очень быстро восстановилось кровообращение, для этого пострадавший должен согреться изнутри. Его необходимо как можно скорее доставить в помещение, снять с обмороженных конечностей одежду и обувь, немедленно укрыть поврежденные (обмороженные) конечности от внешнего тепла теплоизолирующей повязкой с большим количеством ваты или одеялами и теплой одеждой. Затем дать обильное теплое питье, можно малые дозы алкоголя (коньяка, водки), обязательно – 1-2 таблетки анальгина. Без промедления вызвать «скорую помощь». Недопустимо растирать обмороженную кожу, помещать обмороженные конечности в теплую воду, ванну, обкладывать грелками, смазывать кожу маслами или вазелином!
Строгое соблюдение мер предосторожности на льду – главное условие предотвращения несчастных случаев во время ледостава.
Развитие навыков безопасного поведенияв общении с незнакомыми людьмидетей 5-6 лет.
Консультация для родителей.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья, психического и физического. Человек, обладающий определенными знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в экстремальных ситуациях, может обеспечить свою безопасность и безопасность окружающих людей. Именно поэтому ребенка-дошкольника необходимо обучать правильному, безопасному поведению в различных жизненных ситуациях, в том числе при встрече с незнакомыми людьми.
Нет универсального, однозначного ответа относительно поведения ребенка в ситуации, когда к нему обращается незнакомый человек. Подобные правила поведения устанавливаются в зависимости от открытости семьи, места проживания, культуры общества в котором живет ребенок. Дошкольник еще не способен разобраться, для чего именно он должен быть вежлив или невежлив с окружающими. Мотивы, движущие его поведением - это и одобрение со стороны значимых для него взрослых, но главное – это подражание взрослым, тем из них, которые являются для ребенка авторитетными: это родители, бабушки, дедушки, воспитатели. Поэтому, только тесное сотрудничество педагогов и родителей может решить задачу формирования безопасного поведения ребенка при встрече с незнакомыми людьми.
В ходе работы по формированию навыков поведения с незнакомыми людьми ребенку нужно объяснить, что он должен научиться говорить «нет». Общаясь со всей группой, нельзя забывать об индивидуальном подходе и учитывать типологические особенности детей. Дети все разные, а потому и реакция на одно и то же происшествие будет совершенно разной. Так, если ребенок склонен к слезам, страхам, плохо спит, часто тревожится – скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу, и позиция «вокруг опасность», вернее всего, усугубит картину тревожного поведения малыша, усилит страхи. У него могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций. Такому ребенку не следует рисовать мир только в черных красках. Лучше как можно спокойнее, не заостряя внимание на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми нельзя никуда уходить. Педагог должен обязательно отметить, что в мире много хороших и добрых людей - родственников и друзей родителей, которых ребенок знает, любит и чувствует себя с ними в безопасности. Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности встреч с плохим человеком, нужно превратить разговор в игру и, используя игрушки, разыгрывать с ним варианты нежелательных встреч.
Если ребенок стесняется играть, предложите ему устроить театрализованное представление в масках. Защищенный маской, малыш может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. В подобных играх педагог должен непременно направлять ребенка – поощрять его удачные ответы и действия.
С гиперактивным ребенком, не способным долго сидеть на одном месте, беседы о безопасности следует проводить по-другому. Надо учитывать, что в силу своей поверхностной активности малыш может быстро забыть, о чем вы недавно говорили. От гиперактивных детей можно ожидать всего. Такому ребенку необходим целый курс по воспитанию осторожности и специально подобранные игры и упражнения, которые помогут ему развить умение в нужный момент концентрировать внимание и быть осмотрительным.
Поведение гиперактивного ребенка очень вариативно. Педагогу нужно обратить внимание, в каких ситуациях он более вежлив и уважителен к окружающим, в том числе и к незнакомым людям, в каких - более собран и осмотрителен, а в каких мчится сломя голову, не видя опасности и не контролируя себя.
Педагогу нужно таким образом строить работу с детьми, чтобы они четко понимали следующее: расспросы по поводу местожительства, работы родителей и частной жизни семьи, а также предложения пойти куда-либо и получить подарок должны служить сигналом к немедленному прекращению разговора.
Взрослые должны обязательно научить ребенка, по возможности, избегать общения с незнакомцами. Можно научить ребенка в некоторых ситуациях либо быстро уйти, избегая общения, либо сделать вид, что не услышал обращения к себе. Несмотря на то, что мы учим ребенка безусловному подчинению взрослым, необходимо объяснить ему, в каких именно случаях он имеет право не слушаться взрослых и, если кто – то пытается причинить ему вред, ребенок имеет право не послушаться этого человека и поступить по-своему.Очень важно научить ребенка рассказывать о подобных случаях своим близким, которым он полностью доверяет. Это могут быть родители, бабушки, дедушки, воспитатели в детском саду. От них не должно быть секретов в случае возникновения опасных ситуаций.
Таким образом, обучая детей правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми, мы формируем у них определенную модель поведения:
предвидеть опасную ситуацию;
действовать таким образом, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасной ситуации;
в случае необходимости, обращаться за помощью к другим людям;
рассказывать близким о незнакомых людях, пытающихся вступить с ним в контакт.
Для формирования безопасного поведения дошкольников можно использовать примеры героев известных детям сказок – «Колобок», «Красная шапочка», «Три поросенка» и др. Взрослые вместе с ребенком проигрывают ситуацию и придумывают, как изменится сюжетная линия и чем закончится сказка при соблюдении героями правил безопасного поведения. Существует множество развивающих игр формирующих безопасное поведение ребенка: «Лото осторожностей», «Хорошо или плохо» и т.д. Кроме того, можно использовать примеры из личного опыта, которые также иллюстрируют правильное поведение в сложных ситуациях. Моделирование ситуаций, например: «Что будет, если…» помогает не только выявить, как ребенок поступит в той или иной ситуации, но и вместе обсудить, и при необходимости скорректировать поведение участников.
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что знания и сложившиеся модели поведения помогают, с одной стороны, преодолеть у ребенка страхи, а с другой – правильно реагировать на опасные ситуации, связанные с действиями других людей. Очень важно при этом сформировать у детей уверенность в себе, в своих силах и готовность в случае необходимости обратиться за помощью к другим людям. И, конечно, важнейшей задачей взрослых, участвующих в воспитании ребенка, является создание психологически комфортных условий для всестороннего, гармоничного развития его личности.
Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических или психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила, тогда как на самом деле это не соответствует действительности, а в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, а это не всегда возможно. Если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил рано или поздно все равно будут нарушены.
Сфера отношений «родители – воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. Безопасность – это не просто усвоенные знания, но самое главное, умение ребёнка правильно вести себя в сложных ситуациях. Сотрудничество воспитателя с родителями поможет подготовить детей к безопасному поведению в различных жизненных ситуациях, в том числе при встрече с незнакомыми людьми.
Задача взрослых – и педагогов и родителей состоит в том, что бы оберегать, защищать ребёнка и при этом научить его правильному поведению в опасных для него ситуациях.