Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей на тему "Почему ребёнок не говорит"»
Консультация для родителей: «Почему ребенок не говорит?»
С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к логопеду. «Наш ребенок не говорит!» ˗ с такими словами приходят на прием мамы двух ˗ трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить все на самотёк?
Вашему ребёнку третий год, а он не говорит. Родители часто списывают это на возраст, на то, что мальчики начинают позже говорить, на то, что его мама и папа начали говорить довольно поздно. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но является ли эта причина основной, может определить только специалист.
Основные причины задержки речевого развития
повреждения нервной системы.
Гипоксия - недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.
Родовая травма ˗ местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.
Задержка речевого развития может наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Также задержка речевого развития может наблюдаться у ребенка, родители которого «сверхзаботливые». Мамы и папы готовы все делать за него сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования, а у таких детей нет стимула, чтобы начать говорить.
Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с ребенком заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни, Т.е. стимулировать появление речи. Вернувшись с работы, они предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку. Так что вместо мамы с папой у ребенка главный источник информации ˗ телевизор, который блокирует внимание, перегружает мозг ребенка.
Если двухлетний ребенок владеет только десятком лепетных слов, не умеет строить фразы из 2-3 слов, не может показать изображения на картинке, если в 3 года ребенок не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «где?», не строит фразу из 3-4 слов, путает понятия «верх» и низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними мишку и дай его мне!»), ˗ это тревожные сигналы, которые должны настроить родителей.
Занятия надо начинать как можно раньше. К сожалению, родители ждут, когда ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются.
Родители! Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажите ему помощь, тем эффективнее она будет. Проводите больше времени с ним, читая ему книги. Рассказывайте стихи и пойте вместе песни. Называйте предметы, изображенные на рисунках, и просите ребенка показать их.
Смотрите на него, когда говорите с ним. Используйте паузы и повторения слов и фраз, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали.
Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, используя доступные для него слова, и поступайте так же в отношении ваших собственных действий.
Имитируйте звуки, которые вы слышите, используйте стихи, загадки, игры, где применяются эти звуки.
Повторяйте новые слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребенка каждый день. Давайте ему задания, пользуясь простыми командами. Предварительно объясните ребенку, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Используйте слова, обозначающие последовательность действий: «сначала», «подожди», «после», затем», «до», «в конце».
Общайтесь со своим малышом, делайте это как можно чаще!