kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей «Детско-родительские конфликты. Разрешение конфликтов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Внутриличностный конфликт часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования (например, когда он проявляется в виде чувства неудовлетворенности собой); результатами в этом случае могут быть достижение душевного равновесия, умиротворенности, повышение осмысленности жизни, новое ценностное сознание. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт также является источником развития (в результате него появляются новые цели, нормы, ценности).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Детско-родительские конфликты. Разрешение конфликтов»»

Консультация для родителей

«Детско-родительские конфликты. Разрешение конфликтов»

Обращения по поводу конфликтов между родителями и детьми составляют в совокупности 20% от общего числа обращений и занимают второе место после обращений по поводу эмоциональных отношений в разнополой диаде (25%). По наблюдениям педагоги испытывают наибольшие трудности при работе именно с этим классом явлений.

Хотя конфликты могут начаться и в подростковом возрасте, пик конфликтности приходится на возраст 15—17 лет, что определило интерес к родительско-юношеским конфликтам. Конфликт как неотъемлемый элемент социального бытия личности и группы выполняет две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).

Внутриличностный конфликт часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования (например, когда он проявляется в виде чувства неудовлетворенности собой); результатами в этом случае могут быть достижение душевного равновесия, умиротворенности, повышение осмысленности жизни, новое ценностное сознание. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт также является источником развития (в результате него появляются новые цели, нормы, ценности).

В русле осуществления этой конструктивной функции конфликт выполняет ряд более частных задач:

а) адаптирует индивида или группу к новым условиям, в которых они оказались;

б) объективирует источник разногласия и тем самым позволяет устранить его;

в) обнажая и устраняя противоречия, освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации;

г) сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства;

д) помогает изжить внутреннюю напряженность и избавиться от фрустрации;

е) помогает найти подходящие средства влияния на другого;

ж) позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе.

Остановимся на деструктивной функции конфликта. Па уровне индивида конфликт может приводить к психологическому дискомфорту. Если конфликт личности с действительностью не может быть переработан так, чтобы был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения, чтобы исчезло патогенное напряжение, то возникает невроз. На уровне группы конфликт может нарушать обмен информацией, систему взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство группы, снижать групповую сплоченность, в итоге — понижать эффективность функционирования группы в целом.

Действия участников конфликта, влияющие деструктивно на другого человека и группу, имеют тенденцию к расширению и эскалации через вовлечение новых участников, увеличение затрат — предположительных и действительных — конфликтующих сторон. При этом происходит интенсификация отрицательного отношения между сторонами: возрастание объема и числа немедленных высказываний и действий, рост числа прецедентов, возникающих в результате конфликта.

Продуктивное развитие конфликта, предполагающее совместную концентрацию усилий сторон на решении конфликтной проблемы, в своих главных чертах сходно с процессом творческого мышления. Как и решение творческих задач, оно осуществляется в несколько этапов: от познания проблемы и неудачных попыток решить ее традиционными средствами через фрустрацию и дискомфорт к озарению, позволяющему увидеть проблему в новом ракурсе. Получается, что деструктивная функция конфликта призвана служить двигателем процесса, приводящего к реализации конструктивной функции. Расширение же и эскалация действий участников конфликта, влияющих деструктивно на другого участника и группу (т. е. ситуация, когда деструктивная функция в конфликте начинает доминировать), видимо, связаны с тем, что озарение, позволяющее увидеть проблему в новом ракурсе и найти ее новое решение, по каким-либо причинам встречает серьезные препятствия.

Группа сверстников стала рассматриваться в свете этих фактов не как антагонист родительских убеждений, а как группа, выполняющая функцию усиления, или “кристаллизации”, установленных ранее родителями ценностей, поскольку юноши (девушки), как правило, выбирают друзей, чьи ценностные ориентации и поведенческие нормы сходны с их собственными. Другим, отправным пунктом для работы психолога-консультанта с семьей в ситуации родительско-юношеского конфликта является представление о том, что в основе конфликта лежит неправильное родительское отношение к 'ребенку. Можно выделить три основных типа неправильного родительского отношения к ребенку, которые, впрочем, порою сочетаются друг с другом.

1. Доминантное отношение характеризуется строгим, внушительным контролем. Зачастую оба родителя чрезмерно наказывают и чрезмерно критикуют ребенка. Ответными действиями со стороны юноши (девушки) на явный доминантный контроль могут быть негодование и длительная борьба с родителями. Однако не всегда доминантное отношение родителей приводит к родительско-юношеским конфликтам. Это зависит от того, ощущает ли юноша (девушка) доминантность, которая была проявлена, как оправдываемую и/или принимает ли он(а) или отвергает родительский авторитет. Догматическое поведение может быть приемлемым для ребенка, если принципы кажутся ему благоразумными, хорошо обоснованными и имеющими цели.

2. Отвергающее отношение описывается как наличие одной или двух специфических черт:

а) индифферентности (равнодушия) со стороны одного или обоих родителей по отношению к своему ребенку;

б) строгого, негибкого поведения родителей по отношению к ребенку. Конечным результатом отвергающей домашней атмосферы является неизбежная ломка родительско-детских отношений и отсутствие семейной сплоченности. И доминантное, и отвергающее отношение могут вызывать у ребенка агрессию и негодование, а зачастую вынуждают его уходить из дома. Если отвергающее отношение выступает как один из способов наказания ребенка, когда другие способы родителям уже недоступны, оно является частным случаем доминантного отношения.

3. Симбиотический тип родительского отношения характеризуется стремлением родителя (или обоих родителей) установить с ребенком тесный, напряженный эмоциональный контакт, принимать участие во всех, даже незначительных, событиях в его жизни. При этом ребенок может превращаться в лишенное своей индивидуальности средство и орудие удовлетворения эгоцентрических потребностей матери и/или отца. Потребность родителя в симбиотической эмоциональной привязанности может приводить к чрезмерному контролю и излишней опеке ребенка, которая тяготит последнего, заставляет его внутренне страдать от активного желания родителя (чаще всего матери) влиять на него. Симбиотический тип родительского отношения становится неблагоприятным для взаимоотношений родителей и детей тогда, когда при этом фрустрируется какая-либо важная для развития личности ребенка потребность (например, в самостоятельности и проявлении инициативы).

Несомненно, что доминантное и/или отвергающее родительское отношение зачастую служит пусковым моментом родительско-юношеского конфликта, сопровождает этот конфликт и способствует его эскалации. Симбиотическое же отношение приводит к конфликту тогда, когда родитель становится доминантным или отвергающим в попытке удержать “уходящего” от него ребенка, в то время как этот уход связан с потребностью ребенка получить то, что ему необходимо для своей социализации и что он не может получить в своей семье. Нельзя, однако, не заметить, что доминантное, отвергающее или же симбиотическое отношение не является первоосновой конфликта, оно чаще всего вплетено в контексте других факторов, приводящих к конфликту, но именно оно в первую очередь обращает на себя внимание. Так, например, за симбиотическим отношением к ребенку стоит незрелость личности родителя, фрустрированность его потребности в самоуважении, неспособность отнестись к недостаткам и отрицательным чертам характера своего ребенка как к динамичным образованиям, которые еще. могут измениться. Разумно поэтому в случае конфликтов не зацикливаться на нюансах отношения родителя к своему ребенку, а искать причину неправильного отношения.

Как позволяют заметить исследования Т. В. Архиреевой, понятие “родительское отношение” актуально прежде всего применительно к младшему школьному возрасту (7—11 лет). Именно в этом возрасте для развития личности ребенка важно благоприятное родительское отношение, так как на его основе формируется самоотношение ребенка, определяющее то, какие культурные образцы личностного функционирования будут им усваиваться. Зачастую родительско-юношеский конфликт спровоцирован противоречиями в ценностных ориентациях самих родителей. Дети предпочитают развиваться в русле ценностных ориентации своих родителей. Однако если родители живут в состоянии внутреннего конфликта, если их ценностные ориентации противоречивы, дети склонны целиком принимать на себя атрибуты одной из сторон внутреннего конфликта родителей и развивать соответствующую им модель поведения. Если родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, но обманывают друг друга, требуют от ребенка сдержанности, а сами вспыльчивы, агрессивны и распущены, то почти неизбежно возникновение у ребенка обиды и протеста, когда требуемое от него поведение соответствует более высоким стандартам, нежели наблюдаемое у родителей. При этом ребенок может настолько расширить модель поведения, заданную ему родителями, что его собственное поведение окажется для них неприемлемым. Так, подростки, следуя примеру родителей, не признающих канонов и норм, принятых в обществе, расширяют протест и неприятие настолько, что отвергают и то, чем родители все-таки дорожат. Эти дети принимают модель нонконформизма и в отношении норм, признаваемых родителями.

Учитывая все вышесказанное, должны при­влекать следующие особенности роди­телей и их отношения к своему ребенку (а в соответствии с этим можно выделить и три основные направления работы психолога-консультанта).

1. Противоречия в ценностных ориентациях родителей. Замечая эти противоречия, ребенок может становиться на позицию одной из сторон внутреннего конфликта родителей и расширять соответствующую модель своего поведения настолько, что это может вызывать доминантные или отвергающие действия со стороны матери или отца.

2. Отказ родителей в предоставлении ребенку статуса взрослого в семье, нежелание общаться на равных с ним, строить симметричные взаимоотношения. Это служит препятствием к достижению им самостоятельности и независимости. Попытки взрослеющего ребенка всячески наладить новый стиль отношений могут приводить к доминантным и/или отвергающим действиям со стороны родителей и эскалации конфликта по принципу симметричного схизмогенеза.

3. Неспособность родителей помочь вступающему в юношеский возраст ребенку с решением проблем его социализации. Дети склонны психологически и фактически покидать таких родителей, а попытки последних сохранить прежние отношения усилением доминантного контроля приводят к ответным агрессивным действиям детей и эскалации конфликта.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для родителей «Детско-родительские конфликты. Разрешение конфликтов»

Автор: Тикуцкая Ольга Ивановна

Дата: 28.04.2018

Номер свидетельства: 467961


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства