kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Организация и руководство сюжетнно-ролевыми играми в дошкольном возрасте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~. – Сколько этажей в нашем детском саду?
Д. – Два
В. – Как называется наша группа?
Д. – «Солнышко».
В. – На каком этаже наша группа?
Д. – На первом.
В. – В нашем детском саду есть и другие группы, где много детей, которых вы знаете.
А вы знаете Хрюша и Степаша, что в нашем саду работают взрослые – это наши сотрудники. Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто работает в детском саду. Слушайте внимательно.
1. Кто улыбкой вас встречает,
На все вопросы отвечает,
Книжку детскую прочтет,
И косичку заплетет?
Кто научит рисовать,
Танцевать, считать, играть?
Отвечай смелей приятель,
Все умеет (воспитатель)
В. - Кто в нашей группе работают воспитателями?
Д. – Татьяна Владимировна, Людмила Валерьевна.
В. – На столе лежат фотографии сотрудников, Асхат найди фотографию Л. В. и покажи её ребятам и гостям.
В. – Чем занимается воспитатель?
Д. - учит одеваться,
- мыть правильно руки,
- играть, делать зарядку
- занимается, учит лепить и рисовать.
В. – Слушайте следующую загадку:
2. Он приводит первый раз
Всех детишек в светлый класс,
Учит их читать, писать.
Учит старших уважать,
Малышей не обежать. (учитель)
В. - В детском саду, как и в школе, есть учитель. Наташа найди фотографию учителя, который работает в нашей группе. Как ее зовут? Чему учит вас учитель?
Д. - учит правильно и четко говорить,
- составлять рассказы, считать, знать геометрические фигуры, цифры.
В. – Послушайте внимательно про кого следующая загадка.
3. В детском садике обед,
Повар пробу с блюд снимает.
Но ведь мамы рядом нет,
Кто ж на стол там накрывает? (Няня, помощник воспитателя. )
В. – Как зовут нашего младшего воспитателя, который работает в нашей группе?
Д. – Ольга Александровна.
В. - Данил подойди к столу и покажи фотографию Ольги Александровны. Что делает у нас мл. воспитатель?
Д. – приносит с кухни кушать, накрывает на стол,
- моет пол, протирает пыль,
- следит за чистотой, помогает воспитателю.
В. – Молодцы ребята, но отгадайте еще одну загадку:
4. До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
У любого ты спроси:
Кто нам песни распевает,
Ставит всех нас в хоровод.
Кто нам музыку сыграет,
Веселит наш весь народ. (музыкальный руководитель)
В. – Дети как зовут музыкального руководителя, который работает в нашем садике?
Д. – Тамара Павловна.
В. - Настя найди фотографию Т. П. Чему вы учитесь на музыкальных занятиях?
Д. - петь, красиво танцевать,
- участвовать в концертах, праздниках,
- слушать музыку.
5. Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
В. - Кто же у нас работает поваром? Как ее зовут?
Д. – Юлия Семеновна.
В. – Сейчас я покажу вам ее фотографию, а вы подумайте

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Организация и руководство сюжетнно-ролевыми играми в дошкольном возрасте" »

Консультация для воспитателей «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми в младшем дошкольном возрасте»

Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано   с рядом условий: наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей.

Игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки т.п. Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи.

По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающий уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, варит суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольное платье в игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом.

Сначала воспитатель сам разыгрывает такой «двухфазный» сюжет на глазах у детей. При последующем повторении игры он подключает к игре 1-2 малышей: «Коля, я зайку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?» и т.п.

На этом этапе работы воспитатель должен наряду с сюжетными игрушками   вводить в совместную игру с детьми предметы заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т.п.).

Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предметами и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием дл появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.

Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достает заранее приготовленную   коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль «доктора»: «Я   доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. Теперь послушаю тебя. У тебя ангина».

Игра повторяется, естественно, привлекая внимание детей. Теперь детей можно вовлечь в нее: «Лена твоя дочка заболела? Веди ее в больницу; Я доктор. Полечу ее». Процедура «лечения» может повторяется с 2-3 куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу.

Также наравне с куклами воспитатель   может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Рома, давай,   как будто ты заболел и тоже пришел в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашивает детей: «Кто хочет быть доктором? Вася! Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей».

Во время игры педагог должен   неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями.

Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные   с конкретной ролью.

Обогащение ролевых действий в играх   отдельных детей приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале 2-3 детей, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир ездит в ней; врач лечит больного, а парикмахер стрижет маму и т.п. Такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.

Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада является:

1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.

2. Развитие и обогащение сюжетов игры.

3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.

Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя роль: мамы, врача, шофера и т.п. Это дает возможность объединить несколько детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направленно также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками.

По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновение сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры.

  




Консультация для воспитателей «Сюжетно–ролевая игра в жизни малышей»

Самая любимая и основная деятельность в младшей группе – это конечно игра. Она развивается на протяжении всего года. В начале года – это узнавание, в конце – самостоятельность и творчество. На четвёртом году жизни ребёнка, игра начинает приобретать статус ведущей деятельности. В игре зарождаются предпосылки новых видов деятельности. Происходит переход от сюжетно – отобразительной игры к сюжетно – ролевой.

И наконец, наступает период собственно – ролевой игры, где малыши начинают моделировать знакомые ему трудовые и социальные отношения. Главные сюжеты малышей « Дочки – матери», «Гости».

Чем же привлекает малышей сюжетно – ролевая игра? Ну, прежде всего, это конечно предметы (коляска, машина, кукла, зайка), с которыми можно выполнять действия (куклу уложить спать, машину помыть, перевезти на ней груз и т. д.). Ребёнок сначала просто манипулирует с предметами и получает от этого удовольствие. Постепенно, он раскрывает содержание нравственной стороны «позаботиться о ком – то». Малыш учится отображать жизнь и деятельность, взаимоотношения взрослого с ребёнком, с животным, с машиной в соответствии с нравственным смыслом поступка, обозначаемого игровым воображением.

Возьмём сюжет игры « Дочки – матери». Малыш выполняет очень короткую деятельность (моет руки кукле и укладывает её спать», потом ещё дополняет действие (варит еду), потом ещё (кормит дочку) и так далее. Так развивается умение связывать несколько действий и выполнять их друг за другом (шофёр моет машину, заправляет её бензином, нагружает грузом, перевозит в другое место). В течении дня ребёнок наблюдает за трудом взрослого (это семь трудовых процессов няни), Вместе с воспитателем рассматривает картинки с изображением заботы о животных, о машинах, о детях, обозначает результаты их деятельности – это побуждает его к подражанию хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательные взаимоотношения с другими детьми. Малыши объединяются по своей инициативе, ходят друг к другу в гости, хозяин дома готовит для каждого еду, угощает щедро, а гость со своим ребёнком дарит подарки, читает стихи, рисует рисунки – идёт подражание празднованию дня рождения.

Предлагая детям вариативные размеры кукол, машин и других предметов, о которых малыш может «заботиться», мы тем самым ставим его в нестандартные ситуации. В игре ребёнок берёт на себя выполнение нравственного урока, который он выполняет с помощью решения разнообразных задач (речевых, эстетических, математических, конструктивных и т. д.) интегративно. Создавая игровой образ, ребёнок подбирает предметы для куклы в соответствии с её размером: постельные принадлежности по ширине, длине дочки. При конструировании стола, стула их высота определяется высотой строительного материала, столешницу для стола ребёнок выбирает на уровне эмоций (какая нравится).

Сознательное обозначение своего отношения к кукле ребёнок формулирует в самооценке созданного образа, а это результат игры (я чисто вымыла ей руки, она не заболеет, я позаботилась о дочке, я заботливая мама).

В начале года инициатор и организатор сюжетно – ролевой игры воспитатель, спустя три месяца инициатива принадлежит ребёнку. Мальчики с удовольствием заботятся не только о машинах, но и о куклах, а девочки наоборот.

В первой половине года малыши играют рядом, а во второй половине проявляют интерес, доброжелательное и внимательное отношение к игре товарища. У детей развивается умение договориться о том, во что и как играть, развивается привычка отзываться на просьбу. Благодаря целенаправленному обучению каждый ребёнок овладевает данным видом игры на уровне самостоятельности. Дети объединяются в подгруппы благодаря самодеятельности сюжетно – ролевой игры. Происходит переход от игры рядом к игре вместе «Гости».







Консультация для воспитателей.
Тема: «Режиссёрская игра дошкольника»

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.

Преимущества игры.

  • Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.

  • В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.                              

Значение режиссёрской игры.

  • Дети самореализуются;

  • У детей активизируются речь, воображение, мышление;

  • У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.

Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных , детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.

Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.

На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.

В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.

Условия развития режиссёрской игры:

  • У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;

  • Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;

  • Должно быть свободное время;

  • Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.

  • У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.

Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.

 






Использование элементов коррекционной ритмики на интегрированных занятиях с детьми с задержкой психического развития

Cогласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и, в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушений.

Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей.

Основной целью коррекционной работы с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предубеждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

ЗПР относится к «пограничной» форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание, как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной.

Особенности проявления ЗПР.

Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности

У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

Проблемы в обучении этих детей столь значительны, что для них создаются специальные (коррекционные) группы в условиях дошкольного образовательного учреждения, в которых детям оказываться не только педагогическая, но и логопедическая и психологическая помощь.

В МБДОУ д/с № 67 с 2005 года функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.

Коррекционно-развивающее занятие «Коррекционная ритмика» является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

«Коррекционная ритмика» - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Задачи, содержание, структура занятий с элементами КР.

Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально - ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка (Е.А.Медведева, 2002).

Учитывая, что занятия с элементами КР являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях с элементами КР: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно - развивающее.

Занятия с элементами КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.

Образовательное направление определяются задачами из «Образовательной программы» - С. Т. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Занятия с элементами КР способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности дошкольников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы быть ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия с элементами КР заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.

На основании изученной литературы и опыта работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития специалистами МБДОУ д/с № 67 были разработаны интегрированные музыкальные занятия. Занятия проводятся 1 раз в месяц и строятся по определенной постоянной схеме:

1. Вводная часть:

- Ритуальное приветствие «Здравствуйте, дети!» интонирование голосом «нараспев» музыкальным руководителем, психологом и детьми.

- Музыкально-ритмическое упражнение («Поезд»: топающий шаг по кругу друг за другом, с круговыми движениями согнутых в локтях рук, «Я бегу, бегу, бегу» и т.д.).

2. Основная часть:

- Упражнения- игры на внимание («Угадай, кто тебя позвал?», «Что изменилось в этой комнате?», «Кто к тебе прикоснулся?» и т.д.).

- Пение (в соответствии с образовательной программой).

- Игры, танцы, хороводы (в соответствии с образовательной программой).

3. Заключительная часть:

- Упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением («Снежная баба», «Сдвинь камень», «Облака», «Расслабление в позе морской звезды» и т.д.).

- Ритуальное прощание (передача кивка головой по кругу, передача рукопожатия по кругу).

Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение ([19], А.С. Ромен, Э.С. Исакова, 1977; Д. Мюллер-Хегеман, М. Махач, 1983; Ота Грегор, 1991, и др.). Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность ее проведения в заключительной части музыкального занятия. Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, то есть отработанные на коррекционных занятиях с психологом.

Таким образом, ориентируясь на совместный опыт работы музыкального руководителя и педагога-психолога, можно сделать вывод, что интегрированные занятия с элементами коррекционной ритмики являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в других детских садах, работающих с аналогичной аномалией развития детей.










Консультация для воспитателей и родителей «Возможности использования игры в коррекционно–развивающих целях»

Возможность использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все эти игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Развивающие игры активно используются психологами в жизнедеятельности дошкольников, потому что:

- одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, работая с детьми разного возраста и разного уровня развития;

- в развивающих играх можно использовать в качестве «материала» и картинки, и игрушки, и самих детей, не меняя содержания игры;

- такие игры можно проводить не только в процессе занятий, но и на прогулке, во время других режимных моментов;

- практически во всех играх развиваются несколько психических процессов: внимание, память, мышление, речь и др.;

- игру можно использовать для диагностических целей.

Для того чтобы знать, как изменять игры, подстраивая их для своих нужд, следует сначала очень четко уяснить цели, на которые мы хотим выйти в конце игры, и задачи, которые мы хотим решить в процессе. Например, одну и ту же игру мы можем применить для развития координации движений, для развития внимания и памяти, для коррекции эмоциональной сферы, для развития навыков коммуникации и т.д. Для того чтобы мы могли решать разные задачи, нам нужно всего лишь знать, что мы хотим получить, и в зависимости от этого мы можем менять ее содержание и выбирать степень сложности.

Что же нужно знать об игре, чтобы она стала для нас универсальным инструментом в коррекционно-развивающей работе?

Во-первых, любая игра имеет определенное функциональное значение (мы рисуем, изучаем геометрические фигуры и т.д.) - это ясно любому человеку, даже очень далекому от педагогики и психологии. Это как раз именно то в игре, что зависит от задач педагога, та надстройка, которая подвергается модификации в зависимости от цели.

Во-вторых, любая игра имеет физиологическое значение для ребенка (рисуя, мы развиваем моторику рук; оживляя картинки, мы развиваем координацию движений, и т.д.). Если мы поставим перед собой задачу развивать ребенка в физическом плане, то в функциональной надстройке (в том, что видно всем) мы основной упор будем делать на развитии ловкости, координации движений.

В-третьих, каждая игра может использоваться для педагогических целей. Например, игра, где есть правила, помогает формированию основ ученической деятельности, умению слушать, навыкам работы по образцу; игра, для которой требуется более одного игрока, формирует умение работать в коллективе, сопереживать.

В-четвертых, любая игра способна влиять на психику дошкольника. Играя, мы тренируем внимание и память, развиваем воображение и мышление, регулируем эмоциональное состояние, приобретаем коммуникативные навыки. Кроме этого, на любом этапе игры в зависимости от потребностей мы способны провести диагностику тех процессов, которые нас интересуют.

В-пятых, у любой игры существует еще один психологический аспект, отсроченный по времени, - это то, что игра дает для личности человека. Именно в личностном аспекте формируются «Я-концепция», самооценка, развивается вся личность в целом.

Определяя цели развития дошкольника в физиологическом, психическом, педагогическом или личностном плане, мы можем одну и ту же игру видоизменять, подгонять ее функциональное назначение под те задачи, которые нам необходимо решить.

В своей работе я люблю использовать метод модификации (переделки) игр. Это очень удобно, так как:

- не требуется большого количества игр вообще (невысокие материальные затраты);

- я работаю со знакомым материалом (уже заранее знаешь, что и как работает в той или иной игровой ситуации);

- дети охотно играют в знакомые игры (это придает им уверенности в своих силах и знаниях);

- возникает возможность развития у детей умения творчески мыслить, развивается их воображение и фантазия.

У меня есть любимые игры, с которыми я не расстаюсь на протяжении всего комплекса развивающих занятий. Как правило, начинаю с самого простого варианта игры, используя его как для ознакомления детей с теми правилами и требованиями, которые будут им предъявляться, так и для первичной диагностики их знаний, умений и навыков. Затем, через одно или два занятия, ту же игру использую уже немного видоизмененной.

Модифицируя игру от занятия к занятию, я все больше ее усложняю, расширяя круг задач. Если в первых вариантах упор делается на то, чтобы развивать у детей восприятие, тренировать внимание и память, то в последующих вариантах добавляются задания на развитие воображения, мышления и речи, а затем основной целью становится развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков коммуникативности, повышение самооценки, развитие креативности.

Кроме решения психологических задач, всегда стараюсь по мере возможности учитывать задачи физиологические и педагогические.

Основными же задачами развивающей работы, под которые переделываются игры, для меня являются:

- развитие познавательной сферы дошкольников;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование способностей к самостоятельной творческой деятельности;

- появление основных навыков учебной деятельности;

- формирование позитивной «Я-концепции» личности ребенка;

- развитие крупной и мелкой моторики детей;

- индивидуальный подход с учетом возраста и развития ребенка.

Варианты игры «На что это похоже?»

(Источник: Н.Я. Кушнир. «Детский сад - школа: проблемы преемственности»)

Первоначальный вариант

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета.

Детям дают геометрические фигуры и просят найти в комнате как можно больше предметов, похожих на них. Если дети затрудняются назвать предметы, разрешается просто подойти и показать.

Вариант 1

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, дополнительно - развитие мелкой моторики рук.

Детям дают геометрические фигуры и просят найти в комнате как можно больше предметов, похожих на них. Затем предлагается вспомнить, какие предметы такой формы можно увидеть на улице, в магазине, в автобусе, и нарисовать какой-либо из этих предметов.

Вариант 2

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, дополнительно - развитие речи.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры (желательно различные), просит детей посмотреть на эти фигуры и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. Затем дети по очереди показывают свои рисунки и рассказывают, что на них изображено (одно-два предложения-описания).

Вариант 3

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, дополнительно - развитие речи и умения слушать.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры (желательно различные), просит детей посмотреть на эти фигуры и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. В отличие от предыдущего варианта, детей просят не только изобразить предмет и сказать, что это, но и рассказать что-нибудь о предмете: для чего он нужен, из чего сделан, где живет или растет, если это животное или растение.

Вариант 4

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, развитие речи, дополнительно - развитие умения коротко и связно выражать свои мысли.

На листах бумаги педагог рисует не только геометрические фигуры, но вообще любые закорючки (желательно различные), просит детей посмотреть на эти закорючки и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. В отличие от предыдущего варианта, детей просят не только изобразить предмет, но и нарисовать его в «интерьере» (должна быть картинка, связанная с предметом сюжетной линией). Дети коротко (три-четыре предложения) рассказывают, что происходит на картинке.

Вариант 5

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, развитие речи, умения коротко и связно выражать свои мысли, дополнительно - развитие мыслительных операций (анализ и синтез).

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры, любые закорючки. Детей просит посмотреть на эти закорючки и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. Детям надо не только изобразить предмет, но и нарисовать его в «интерьере» (должна быть картинка, связанная с предметом сюжетной линией). Затем дети коротко (три-четыре предложения) рассказывают, что происходит на картинке.

Вариант 6

Цель: развитие произвольного внимания, воображения, мелкой моторики рук, умения коротко и связно выражать свои мысли.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры, любые закорючки. Детей просит посмотреть на эти закорючки и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. Добавляется дополнительное условие — предмет должен быть связан с какой-либо сказкой или известной всем историей. Дети не только изображают предмет, но и рисуют его в «интерьере» (должна быть картинка, связанная с предметом сюжетной линией). Затем следует коротко (три-четыре предложения) рассказать, что происходит на картинке.

Вариант 7

Цель: развитие произвольного внимания, воображения, мелкой моторики рук, умения коротко и связно выражать свои мысли, дополнительно - обучение умению работать в паре, договариваться друг с другом.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры, любые закорючки (желательно несколько штук). Детей делят на пары (можно на группы по 3–4 человека) и просят посмотреть на эти закорючки. Договорившись, на что они похожи, дорисовать картинку и придумать по ней рассказ. Желательно, чтобы в описании картинки участвовали оба ребенка (все дети группы), дополняя друг друга.

Вариант 8

Цель: дополнительная - развитие эмоционально-волевой сферы (работа со страхами, агрессией, тревожностью и пр.)

На листах бумаги педагог рисует любые закорючки (желательно различные). Детям предлагается выбрать лист бумаги с закорючками, вызывающими у них тревогу или страх. Затем дается задание: дорисовать свой страх и рассказать о нем. В конце занятия есть возможность страхи порвать, переделать во что-то смешное, закрыть в сейф и т.д.

Можно не только придумывать различные варианты игры для индивидуальной или групповой работы, но и использовать элементы театрализованной деятельности (изобразить то, что нарисовано, или проиграть коротенькую сценку). Можно также использовать эту игру на прогулке: поискать похожие на геометрические фигуры или закорючки предметы на детской площадке, на клумбе, за территорией детского учреждения.

Варианты игры «Сложи картинку»

(Источник: Cост. М.В. Мазурова, Т.Н. Язепова. «Дружно играем - себя развиваем»)

Первоначальный вариант

Цель: формирование произвольного внимания, восприятия, зрительной памяти, умения действовать по образцу, развитие мелкой моторики рук.

Взрослый выкладывает из геометрических фигур картинку (снеговика, домик, машинку, человечка) и предлагает детям выложить такую же.

Вариант 1

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, речь, умение действовать по образцу, мелкую моторику рук, дополнительно - умение принимать решение самостоятельно.

Педагог показывает детям картинку с изображением какого-либо предмета (нарисованный домик, кораблик, башня) и предлагает сложить картинку по рисунку. В этой игре дети самостоятельно выбирают фигуры, из которых они складывают картинку.

Вариант 2

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук, дополнительно - формировать умение принимать решение и делать выбор самостоятельно.

Педагог рассказывает детям сказку и просит сложить картинку к этой сказке.

Вариант 3

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, умение принимать решение и делать выбор самостоятельно, дополнительно - развивать речь.

Педагог предлагает детям вспомнить сказку и просит сложить картинку к этой сказке. Когда картинка сложена, ребенок рассказывает, какой эпизод на ней изображен.

Вариант 4

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, умение принимать решение и делать выбор самостоятельно, развивать речь, дополнительно - развивать умение действовать в команде.

То же, что и третий вариант игры, только картинку складывает не один ребенок, а несколько (может быть несколько групп по 3–4 человека).

Вариант 5

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, речь, дополнительно - развивать умение связно выражать свои мысли.

Дети самостоятельно складывают картинку и придумывают к ней рассказ или сказку.

Вариант 6

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, речь, умение действовать в команде.

То же, что и шестой вариант, только рассказ придумывает не один ребенок, а несколько.

Возможны варианты игры, как и в случае с игрой «На что это похоже?».

Варианты игры для взрослых на основе игр «На что это похоже?» и «Сложи картинку»

Вариант 1

Цель: развитие умения работать в команде, развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения.

Материал: на большом листе бумаги в хаотичном порядке нарисованы различные закорючки, геометрические фигуры; в коробке лежат разноцветные геометрические фигуры различной величины; набор фломастеров, карандашей, гуашь и кисточки, клей.

Задание. Участники должны придумать рассказ или использовать уже знакомый текст (сказку, мультфильм и пр.) и, договорившись между собой, сложить картинку. Должны быть использованы как геометрические фигуры, так и закорючки (закорючки могут быть использованы как фон или дорисованы до задуманных участниками фигур или предметов).

Вариант 2

Цель: развитие умения работать в команде, развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, дополнительно - развивать навыки невербального общения.

Участники группы делятся на две команды: одна будет дорисовывать закорючки, другая - выкладывать рисунок из геометрических фигур. Первой начинает команда рисовальщиков. Она придумывает сюжет рисунка и дорисовывает закорючки (вторая команда о сюжете не знает). Участники второй команды должны дополнить рисунок и попытаться угадать, что хотела нарисовать первая команда.

Вариант 3

Цель: развитие умения работать в команде, развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения, дополнительно — развивать навыки невербального общения.

Каждый участник самостоятельно выбирает себе или закорючки, или геометрические формы, сам решает, что ему делать - рисовать или выкладывать. Когда все завершат индивидуальную работу, основной задачей становится придумать рассказ по рисунку-аппликации, который получился.

Вариант 4

Цель: развитие творческих способностей, умения работать в команде, снятие эмоционального напряжения, развитие навыков общения и взаимоподдержки.

Участвуют две команды. Лист бумаги делится на две части. На одной рисуются закорючки. Задача первой команды - договориться, на что они похожи, и дорисовать картинку, придумав начало небольшого рассказа. Вторая команда на другой части листа выкладывает из геометрических фигур продолжение рассказа.

Возможны другие варианты.

В играх для взрослых желательно проводить в конце занятия рефлексию, проговаривая с участниками их эмоциональное состояние, чувства во время игры.







Игра - как средство экологического воспитания»

. Там - лес погубили, там - лугов лишились, там - земля очерствела и не хочет рожать хлеб…

И ни кто как будто специально чёрным этим делом не занимался.Так хочется развести руками- мол, само как- то так вышло…

Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать.

А про то, что мы сами- часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех.Кто думал, - горсточка,

а нас не думавших - миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству

с этой самой землёй, на которой живём.

В старшей группе представление детей о природных явлениях в неживой и в живой природе должны расширяться и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними. Конечно же, все эти знания дети получают на занятиях. А закрепляем мы эти знания - в играх. Это могут быть разнообразные игры, в том числе и дидактические игры. Через д/и мы закрепляем раскрытие связей природы (живой - неживой, живой - живой, неживая - человек, живая - человек).

Д/и «Не ошибись», «С какого дерева листок», «Узнай и назови», «Знаешь ли ты овощи», «Найди что опишу». Через такие игры мы стараемся возбудить в детях симпатии к растениям и животным, раскрыть их свойства, их суть - это является одним из путей воспитания доброго отношения к ним. Мы учим ребёнка не только осознавать, что нельзя разрушать птичьи гнёзда, убивать лягушек, топтать и рвать цветы, но и внушаем любовь к лягушке, колокольчику и дубу - ко всему, что его окружает.

Полученные знания, дети используют в своих самостоятельных играх. Например: Вика К. и Диана С. играли в «Семью», и они как будто бы гуляли по парку, Вика увидела птичку которая лежала на дороге, подняла её и стала её жалеть, а Юля сказала: «А может она заболела и её нужно лечить, пойдём к доктору».

Проводя игры из серии «Растения летом и осенью», дети узнают взаимосвязь между растениями и животными, как растения распространяются, как называются,

Из серии «Парочки» - «Птицы», «Насекомые» - узнают интересные факты, касающиеся перелётных птиц. Почему они улетают на юг, какие птицы остаются зимовать, чем они питаются, чем им можно помочь. Показываем, что распространённое деление насекомых на вредных и полезных является неверным. Дети любят играть в эти игры самостоятельно. Хорошо умеют классифицировать животных. Овощи, фрукты, растения по их признакам. Детям нравится играть в игры «Парочки» в вечернее время суток и даже утром когда они приходят в детский сад. Это: Кирилл К., Вова Н., Вика. К., Юля З., Саша К. Саша Б.

Проводим словесные игры: «Съедобное - несъедобное», «Летает- не летает», «Угадай по описанию», «Рассказ с ошибками»- эта игра вызывает особый интерес у детей. Ребята внимательно слушают рассказ воспитателя, сразу же находят ошибки.

Также отражаем экологическое воспитание и в С/Р - играх: «Речной патруль», «Лесничий», дети охотно выбирают роли тех, которые спасают животных, рыб, птиц. Активны в этих играх: Саша К., Сергей Д., Вова Н., Данил М., Рената Г. В процессе игры появляются и отрицательные герои, которые под воздействием наших юных героев становятся добрыми и помогают зверюшкам.

Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали(активизировать мыслительную деятельность). Этому помогают такие методические приёмы как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю, что ещё не всегда у детей получается. Еще конечно же можно наблюдать у детей какое- то равнодушие к красоте природы. Например: Дети ухаживают за комнатными растениями, поливают их, любят играть возле них, но мало кто из них любовался, только что распустившимся цветком, его красками.

Поэтому мы ставим перед собой задачу: продолжать учить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание учувствовать в её создании. Мы с ребятами посадили горох, они своими руками его садили и поливали и сейчас мы наблюдаем за его проращиванием.

Через игру ребёнок подготавливается к будущей жизни и развивает те способности, которые понадобятся ему в последствии.

Назначение игры - служить естественной школой самовоспитания, саморазвития и упражнения природных задатков ребёнка.

 





Консультация на тему: «Особенности детей с СДВГ или все, что я хочу знать о проблеме гиперактивности»

Первыми в решении проблем данного вопроса, стали заниматься клинические психологи Чехии и Югославии.

Гиперактивность называют еще и «ММД реактивного типа». С точки зрения медицины, гиперактивность понимается, как – энцефолопатия. Правильнее будет называть эту проблему, как синдром двигательной активности (СДВГ).

Какими мы видим гиперактивных детей: такие дети почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно воспитателям и родителям. К сожалению, родители не готовы понять причины подобных проблем и проявить к ним терпение но и принять на себя ответственность за их состояние и поведение.

Как правило, беспокойство проявляется достаточно рано в 2-3 года. Но родители часто объясняют это живостью характера, шаловливостью. Но как только родители сталкиваются с соблюдением дисциплины, режима дня, правил поведения вот тут и начинаются конфликты и проблемы с ребенком.

Гиперкактивность ассоциируется прежде всего с нарушением внимания, нарушением произвольности поведения, отвлекаемостью, выпадением из занятия, резкими эмоциональными скачками, высоким уровнем подвижности, проблемами с одногрупниками и педагогами.

Данный диагноз (гиперактивность) ставят до 8 лет. Следует понимать, что диагностировать данный диагноз нелегко.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) согласно последней медицинской классификации определяется как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если он захочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых.

Существуют несколько разновидностей синдрома дефицита внимания – с гиперактивностью и без. Гиперактивность же в свою очередь, может быть и без дефицита внимания. Синдром дефицита внимания – пожалуй, самая распространенная форма нарушений поведения. Детей с СДВГ около

15 – 20%, при этом он в 3 – 5 раз чаще встречается у мальчиков.

Исследователи считают, что причиной синдрома является комплекс различных неблагоприятных факторов:

  • Проблемы в период беременности (токсикозы 2 половины беременности, обострение хронических заболеваний у матери, алкоголь, курение, травмы, стрессы, угроза не вынашивания).

  • В процессе родов: преждевременные роды, стремительные роды, неправильное положение плода, обвитие пуповиной, асфиксия, стимуляция, кесарево сечение, применение щипцов, травма позвонков шейного отдела.

  • Частые и серьезные заболевания самого ребенка в младенческом возрасте.

  • Негативные действия семейных факторов.

  • Генетическая предрасположенность.

Психологическую работу и коррекцию проводит клинический психолог.

На начальном этапе, специалист проводит глубокое исследование для постановки диагноза СДВГ.

Для этого используются следующие методики:

  • Вопросник Свенсона (для родителей).

  • Клинико – биографический метод (сбор анамнеза);

  • Методика: Матрицы Равена

  • Визуально – моторный тест Бендера. Тест в модификации Ясюковой (для определения уровня развития мелкой моторики, внимания).

  • Корректурная проба Тулуз – Пьерона;

  • Запомни рисунки;

  • Заучи стихотворение;

  • Рисуночный тест «Моя семья»;

  • Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка (для родителей).

Только после такого глубокого исследования ребенка и его родителей, клинический психолог может диагностировать СДВГ.

Под СДВГ ошибочно принимают следующие симптомы:

  • Тип темперамента;

  • Неврозы и невротические реакции;

  • Церебронтенический синдром при астме, кожных проявлениях; как следствие идет нарушение внимания, импульсивность, плаксивость.

  • При приеме медикаментов;

Последствие черепно – мозговых травм;

  • Форма минимальной мозговой дисфункции;

  • Эпилепсия;

  • Снижение остроты слуха и зрения;

Для того, чтобы родители и педагоги имели более четкие представления о том, какие нарушения поведения ребенка указывают на невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Приведем описания этих симптомов:

 симптомы 

Невнимательность

  • Недостаточно внимателен к деталям;

  • С трудом удерживает внимание;

  • Создается впечатление, что ребенок не слушает говорящего;

  • Имеет трудности организации;

  • Избегает выполнения задания;

  • Теряет предметы;

  • Отвлекается на внешние раздражители;

  • Забывчив

Гиперактивность

  • не может усидеть на месте, когда это требуется;

  • шумно играет;

  • чрезмерно разговорчив.

Импульсивность

  • быстро дает ответы на вопросы, иногда не дождавшись их окончания;

  • проявляет нетерпение, когда приходится ждать своей очереди;

  • прерывает и вмешивается в чужие разговоры.

 

Диагноз СДВГ ставится, если не менее восьми из перечисленных симптомов проявляются в поведении ребенка постоянно в течении полугода.

Для ведения работы с ребенком, необходим комплексный подход в процессе:

  • Работа с родителями

  • Работа с детьми СДВГ

  • Работа с медиками

  • Работа с клиническим психологом

  • Психотерапия

  • Медикаментозная терапия

Как справиться с этой проблемой в условиях ДОУ и дома:

  • Найти помощь и поддержку медицинского персонала и родителей;

  • Посадка за стол, ближе к педагогу;

  • В течении занятия обязательно физкультминутка;

  • Частая смена деятельности в процессе занятия, поручения;

  • Короткие инструкции при объяснении;

  • Давать дополнительное время для выполнения задания;

  • Необходимость повторения инструкции несколько раз;

  • Обучить ребенка трюкам мнемотехники, ассоциативному мышлению (рифмы, коды, картинки..)

  • Выполнение дыхательных упражнений (способствуют развитию самоконтроля и произвольности)

  • Глазодвигательные и языкодвигательные упражнения (улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения).

  • Движения на развитие тела (перекрестные движения- активизация лобных долей мозга и вестибулярного аппарата) и пальцев (моторика, снятие мышечных зажимов).

  • Приставить в помощь ребенку с СДВГ друга;

  • Не выделять в группе среди других детей;

  • Поддерживать связь с родителями;

  • Проверять знания в числе первых (стихи..);

  • Сократить время пребывания в ДУ;

  • Поощрять ребенка (каждого индивидуально);

  • Соблюдение строгого режима дня;

  • Спортивные секции (бассейн, спорт на воздухе);

  • Ежевечерняя прогула на свежем воздухе;

  • Исключение из меню сухих завтраков, мюслей, йогуртов, приветствуется: каши, молоко, овощи, фрукты.

Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком:

Задача взрослых – эффективно организовать деятельность ребенка:

- создание спокойной обстановки

- отсутствие отвлекающих факторов

- индивидуальный режим работы

- пошаговое объяснение задания

- внимательность взрослого к интонационной окраске голоса

- критика – позитивная

- недопустимы: унижения, грубость, злость, раздражение

- необходимость во внимании, заинтересованность

- поощрение

- объяснение отказа

Как сформировать произвольную регуляцию деятельности у ребенка с СДВГ?

1. Не опекать чрезмерно такого ребенка

2. Учить устанавливать договоренности относительно требований режима дня.

3. Ребенку необходимо самому принимать активное участие в решении вопросов о том, когда, что и в каком объеме ему необходимо делать.

4. Ребенок должен пользоваться правом иметь возможность высказывать собственные пожелания

5. Повторять обговоренный режим изо дня в день!

6. Включить в обиход функцию контроля времени – таймер. Установка заблаговременно до какого-либо задания.(ребенок привыкает работать, планируя свои действия).

7. Повышение социальной компетентности, развитие общения (учить анализировать действия, находить причинно-следственные связи, проигрывать житейские ситуации, составлять рассказы по картинкам, оценивать поведения героев).






Консультация для педагогов
«Профилактика нарушений осанки и сводов стоп у детей»

Правильная осанка и нормальные своды стоп являются необходимыми факторами полноценного развития. Именно поэтому формированию правильной осанки и нормальных сводов стоп огромное внимание уделяют как учёные, так и практики (педагоги, инструкторы по физвоспитанию). Какой же должна быть работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата в процессе занятий физической культурой?

В основе существующих методик по формированию правильной осанки лежат две группы упражнений:

1. Упражнения, которые оказывают общее воздействие на организм; содействуют гармоническому развитию двигательного аппарата, развивают и укрепляют все группы мышц.

2. Упражнения, направленные на выработку ощущений правильной осанки, а также на развитие и тренировку различных анализаторов, принимающих участие в поддержании правильной осанки.

Кроме этого в большей части методик указывается, что одной из основных причин нарушений осанки детей является слабость или неравномерность тонуса мышц туловища. Поэтому именно подбору упражнений, укрепляющих различные группы мышц, уделяется большое внимание. Во-первых, у детей дошкольного возраста отмечается неспособность к точности движений, являющаяся следствием недоразвития корковых механизмов и недостаточной выработке формул движений. Из этого следует необходимость использования специальных упражнений, задействующих все анализаторные системы. Во-вторых, для освоения любого движения, в том числе и положения правильной осанки, необходимы многократные его повторения в различных условиях. В-третьих, дошкольный возраст характеризуется довольно быстрой выработкой условных рефлексов и быстрой их утратой. Из этого следует, что для формирования двигательных навыков, в том числе и правильной осанки, требуется высокая степень повторяемости изучаемого двигательного действия в течение длительного времени. В-четвёртых, согласно теории А.В. Запорожца, движение, прежде чем превратиться в произвольное и управляемое, должно стать ощущаемым и осмысленным. Между фазой практической ориентировки в предметной ситуации и фазой произвольного использования движения «вклинивается» промежуточное звено – его осмысливание, которое как раз и опускается традиционной практикой, исповедующей при формировании движений принцип управляемости без ощущаемости. Так происходит и формирование правильной осанки детей в массовой практике физкультурно-оздоровительной работы: взрослые требуют от ребёнка держать спину прямо, не сутулиться, но это зачастую остаётся для него непонятным. В результате вместо формирования осмысленной моторики осанка ставится тренажёрно-механическим способом в готовом виде. Поэтому именно упражнения, способствующие выработке ощущений правильного положения тела в пространстве, должны рассматриваться как основные средства правильной осанки и обязательно планироваться для каждого занятия физической культуры. Формированию навыка сохранения правильного положения тела в движении способствуют упражнения в балансировании (с предметом на голове), систематическое использование которых также обязательно должно быть предусмотрено при планировании. Сохраняя основной принцип дидактики «от простого - к сложному», объём и порядок выполнения этих упражнений предусматриваются в зависимости от основных задач, решаемых на занятии.

Упражнения по формированию навыка правильной осанки с предметом на голове

1. Ходьба по кругу с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку.

2. Ходьба с мешочком на голове в полуприседе, с высоким подниманием коленей, на носках, боком, приставными шагами.

3. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений руками: вверх, вперёд, в стороны.

4. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия.

5. Ходьба с мешочком на голове по гимнастической скамейке.

6. С мешочком на голове выполнять приседания, стараясь не уронить мешочек.

7. Бросать мяч двумя руками партнёру от груди с мешочком на голове.

8. С мешочком на голове сесть, встать, стараясь не уронить мешочек.

9. Упражнения, формирующие навык правильной осанки, также могут выполняться с мешочком на голове.

Общеизвестно, что в период роста и развития поза детей и состояние сводов стоп неустойчивы и могут меняться как в худшую (под воздействием неблагоприятных факторов), так и в лучшую (при правильной организации образовательно-воспитательного процесса) сторону. При этом необходимо обратить внимание на то, что формирование правильной осанки и сводов стоп – длительный процесс. Поэтому работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно начиная с 5 лет в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Царевская Екатерина Валерьевна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129865


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства