Консультация для воспитателей "Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы"
Консультация для воспитателей "Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы"
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы
Успешная коррекция речи и психических процессов детей во многом зависит не только от уровня профессионализма логопеда, но и взаимодействия всех специалистов дошкольно-образовательного учреждения, а именно: воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, психолога - в конечном итоге влияет на более высокий результат.
Я хочу остановиться на совместной работе воспитателя и логопеда, так как считаю, что эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателем. В своей работе воспитателя я выделяю два основных направления: коррекционно-воспитательное и образовательное.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, я считаю, воспитатель должен знать не только характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
Нашу логопедическую группу посещают дети с диагнозом общее недоразвитие речи. Как вы знаете, у этих детей грубо нарушено звукопроизношение, они испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические ошибки. Для основной массы детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому основными задачами в нашей с логопедом работе можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы" »
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы
Успешная коррекция речи и психических процессов детей во многом зависит не только от уровня профессионализма логопеда, но и взаимодействия всех специалистов дошкольно-образовательного учреждения, а именно: воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, психолога - в конечном итоге влияет на более высокий результат.
Я хочу остановиться на совместной работе воспитателя и логопеда, так как считаю, что эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателем. В своей работе воспитателя я выделяю два основных направления: коррекционно-воспитательное и образовательное.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, я считаю, воспитатель должен знать не только характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
Нашу логопедическую группу посещают дети с диагнозом общее недоразвитие речи. Как вы знаете, у этих детей грубо нарушено звукопроизношение, они испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические ошибки. Для основной массы детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому основными задачами в нашей с логопедом работе можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов.
Работа воспитателя тесно переплетается с работой логопеда. Иногда она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи.
Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и них.
Как вы знаете, в начале учебного года логопед составляет перспективный тематический план, который согласовывает с воспитателем. К каждой лексической теме логопед подбирает речевой материал, определяет коррекционные цели и приемы их реализации.
Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь педагог находится с детьми в течение дня в самой разнообразной обстановке и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения, такой средой является групповая комната.
Отдельно хочу остановиться на роли коррекционного уголка группы, как части предметно-развивающей среды. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
Вместе с логопедом мы разработали критерии его оснащения, учитывая при подборе дидактического материала следующее:
наполняемость уголка;
разнообразие материала;
соответствие возрасту;
доступность;
системность;
эстетика оформления;
ведущая игрушка.
Дидактическое оснащение коррекционного уголка должно соответствовать структуре речевых нарушений детей. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи детей. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер: направлен на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется еженедельно в зависимости от лексической темы, одновременно там находится материал по двум темам, закрепляемой и изучаемой.
Подбор игрового материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателем не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Тематическое планирование в работе с детьми становится все более популярным. Оно позволяет сделать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, глубже вникнуть в ее суть, лучше понять.
Обычно в конце изучения лексической темы проводится итоговое занятие с целью контроля и оценки знаний и умений детей. Однако, опыт показал, что на одном занятии осуществить это практически невозможно. Необходим комплекс разнообразных средств, который можно использовать в течение всего дня или даже нескольких дней. Поэтому мы стали проводить тематические итоговые дни. При планировании итогового дня воспитатель должен знать, какой речевой, дидактический материал предлагается детям на занятиях логопедом.
Проводя итоговые дни, я пришла к выводу, что:
наиболее результативным является сценарный вариант планирования, который предлагает единую линию сюжета, связанного темой. Это обеспечивает полную преемственность воспитателя и логопеда, а также узких специалистов;
тема определяет содержание дня, является центральной, но не выражается в однобокости планирования, поскольку параллельно решаются другие задачи воспитателя, обучения и развития ребенка, которые можно решать в данном виде деятельности;
тематический день должен быть спроектирован таким образом, чтобы дети переключились с одного вида деятельности на другой, исключая долгое статическое положение или сверхактивность;
игровой персонаж, которым может быть игрушка или сам педагог должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помогает педагогу сосредоточить внимание детей, нацелить их на предстоящую деятельность, замотивировать, оценить. Наибольший интерес вызывают у детей герои мультфильмов, сказок. Особую группу составляют наши дети с общим недоразвитием речи, а также с задержкой психического развития, которых игровой персонаж может привлечь лишь на несколько минут. Эмоциональное восприятие у таких детей слабо выражено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрпризным моментам, игровым приемам. Отсюда частое привлечение внимания детей к персонажу в разных видах деятельности, смена персонажей в течение дня;
важно, чтобы тематические дни не только были наполнены организованной деятельностью, но и у детей было достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности.
Поэтому тематические дни требуют особой подготовки и оборудования развивающей среды по закрепляемой и изучаемой теме. Такой средой в группе является коррекционный уголок, о котором я говорила выше.
Отдельно хочу остановиться на продуктивных видах деятельности в логопедической практике. Для детей лепка, аппликация, конструирование, а особенно рисование - малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои работы, рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои "произведения искусства" среди множества других, даже через длительное время.
В продуктивной деятельности значительно быстрее формируется восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие) что также положительно влияет на речь. А слово помогает осмыслить процесс изображения.
На данных занятиях мы продолжаем работу по изучаемой лексической теме, применяя следующие приемы:
четкая речь взрослого;
обследование предметов;
комментирование действий;
воспроизведение действий в воздухе;
сравнение;
подробные вопросы к детям по форме, цвету и составляющим обследуемого предмета;
предварительные упражнения для развития мелкой моторики;
индивидуальный подход.
Работы наших воспитанников мы используем для составления картины и развития речи детей по собственным рисункам, которые имеют для них особую ценность. Дети с удовольствием составляют рассказы по собственным рисункам. Например, тема "Зимующие птицы": на аппликации дети выполняют работу "Синица на ветке", на конструировании (оригами) и лепке также тема "Птицы", на рисовании дети рисуют на тему "Птицы, прилетающие на наш участок к кормушке".
Для развития образного мышления и заучивания стихотворений я использую прием иллюстрирования, для лучшего запоминания дети рисуют образы к каждому столбику стихотворения, например, стихотворение Зима", "...Белый снег пушистый...".
У наших детей с диагнозом общее недоразвитие речи особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Чтобы преодолеть их, я предлагаю детям составить картину из готовых объектов природы и получить так называемые "конструированные" рассказы. Основой для таких занятий могут служить различные наглядно-дидактические пособия. Дети по кругу выбирают картинку и выставляют на общее панно, объясняя свой выбор, затем происходит анализ полученной картины. Дети отвечают на вопросы. В заключении составляется коллективный описательный рассказ.
И последнее, хочу отметить большую ценность такого вида конструирования как оригами. Такая деятельность способствует повышению активности, как левого, так и правого полушария мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что в свою очередь ведет к позитивному изменению целого ряда показателей. Складывая фигурки из бумаги, ребенок концентрируется на этом процессе. Заниматься оригами без контроля сознания невозможно, поэтому такая работа является своеобразной психотерапией:
она повышает точность мелких движений пальцев рук;
развивает интеллектуальные способности;
активизирует творческое мышление;
развивает пространственное воображение;
улучшает глазомер;
снижает тревожность;
стабилизирует психоэмоциональное состояние.
Логично использовать оригами и для пересказа, и для составления рассказов о животных и временах года.
Продуктивные виды деятельности являются благодатной почвой для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит и 90% из того, что делает.
И в заключении, хочу еще раз остановиться на том, что хорошо организованный и слаженный процесс взаимодействия логопеда с воспитателями позволяет достичь высоких результатов в работе с детьми.
Мы, единая команда, и цель у нас одна: исправить имеющиеся у детей нарушения и подготовить их к поступлению в школу.