Консультация для воспитателей. Тема: «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»
Консультация для воспитателей. Тема: «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
В комплексной программе "Детский сад 2100" решение этой задачи осуществляется в процессе занятий по развитию речи курс "По дороге к Азбуке" 1,2ч. с детьми 4-5 лет (первый год обучения) и по подготовке к обучению грамоте курс "По дороге к азбуке" 3,4ч с детьми 5-6 лет (второй год обучения), а также с 2009г. курс "По дороге к азбуке" 5ч. С детьми 6 - 7 лет. Занятия проводятся по учебнику-тетради "По дороге к Азбуке" ч. 1,2; 3, 4,5.
Цель программы – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
1. Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов.
2. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
3. Обогащение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.
4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
5. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
6. Развитие мелкой моторики руки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей. Тема: «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100» »
Консультация для воспитателей. Тема: «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
В комплексной программе "Детский сад 2100" решение этой задачи осуществляется в процессе занятий по развитию речи курс "По дороге к Азбуке" 1,2ч. с детьми 4-5 лет (первый год обучения) и по подготовке к обучению грамоте курс "По дороге к азбуке" 3,4ч с детьми 5-6 лет (второй год обучения), а также с 2009г. курс "По дороге к азбуке" 5ч. С детьми 6 - 7 лет. Занятия проводятся по учебнику-тетради "По дороге к Азбуке" ч. 1,2; 3, 4,5.
Цель программы – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
1. Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов.
2. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
3. Обогащение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.
4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
5. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
6. Развитие мелкой моторики руки.
Содержание программы курса «По дороге к Азбуке»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
1. Лексическая и грамматическая работа (7 часов):
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи (9 часов):
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (20 часов):
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. 4. Обучение звуко-слоговому анализу (10 часов): - звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
В результате работы по программе курса дети должны:
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности–творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формировать потребность владения языком, совершенствования речи.
раз по соответствующей теме.
В процессе реализации вышеперечисленных задач основной акцент в работе по данному курсу ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия.
Большая роль отводится заданиям на развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляционным и акустическим признакам. Дети практически знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдый и мягкие согласные звуки, звонки и глухие, шипящие и свистящие.
Поэтапная работа над каждым звуком строится следующим образом:
1) Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука.
2) Выделение звука в слогах и словах, установление кол-ва звуков в словах.
3) Определение положения звука в слове (в начале, в середине, в конце).
4) Подбор слов на заданный звук или к готовой схеме.
5) Сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками.
6) Сравнение слогов, а затем слов по звуковому и слоговому составу.
7) Изменение слов путём замены одних звуков и слогов другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение.
8) Образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов.
9) Знакомство с буквой.
10) Чтение слогов.
Особенностью данного курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определённая звуковая картинка, благодаря которым дети не только чётко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыками соединения звуков в слове. У каждого звука есть свой хозяин: человечек «звуковичок». С его помощью дети определяют акустическую характеристику звука. «Звуковичок» в красных башмачках и без шляпки обозначает гласный звук. Если у «звуковичка» зелёные башмачки – это мягкий согласный звук; если синие – твёрдый согласный звук; «звуковичок» в жёлтом колпачке – звоночке – обозначает звонкий звук, в тёмной соломенной шляпке – глухой звук.
Занятия проходят в игровой, занимательной форме, с использованием речевых игр. При проведении занятий используется всё помещение группы, стараемся, чтобы дети как можно меньше сидели за столами и больше двигались. Демонстрационный материал к занятиям я изготавливаю сама. При проведении занятий конспекты, предложенные в методических рекомендациях, полностью не использую, а перерабатываю их, регулируя объём учебного материала, исходя из индивидуальных возможностей детей.
Занятия проводятся в 4 этапа:
1) Повторение материала предыдущих занятий.
2) Рассказ воспитателя об очередных приключениях игрушек – персонажей: Ёжика, Лисёнка, Мудрой Совы. В ходе этих событий происходит знакомство с новым звуком, его аркуляторной и акустической характеристикой, его условным звуковым обозначением.
3) Работа по развитию умений, звукового и слогового анализа, по развитию речи, физ. минутка, знакомство с буквой, работа с кассами, звуковое чтение.
4) Итог занятия.
Сюжетные картинки к историям хорошо подходят для работы над связной речью. Детям предлагается: пересказать прослушанную историю или составить свой рассказ по картинке, комбинированное рассказывание (воспитатель рассказывает первую часть истории о приключениях героев, а продолжение истории предлагает придумать детям).
В работе по развитию умений у детей звукового и слогового анализа я использую разнообразные речевые игры и дидактические игры. Например:
1) «Назови первый, последний звук в названии картинки»
2) «Добавь звук» - какое новое слово получится, если добавить новый звук в конце слова (Например: звук [Т]. Спор – спорт, бор – борт, бра– брат, сор – сорт).
3) «Найди общий звук» - произносим 3-4 слова в каждом из которых есть отрабатываемый звук. Какой общий звук встречается во всех словах? Например: чайник, очки, ключи.
4) «Найди лишнее слово» - в 3 словах этого задания есть общий звук, а в 4 его нет. Дети находят лишнее слово. Например: овца – цыплёнок – солнце – луна.
5) «Соревнование»: Кто больше назовёт слов, начинающихся с заданного звука?; Кто больше назовёт слов, оканчивающихся на заданный звук?; Кто больше назовёт слов, чтобы заданный звук слышался в середине слова?
6) «Цепочка слов» - игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку». Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – арбуз – заяц – цапля – яйцо – очки – икра и т.д.
7) «Составь слово по первым, последним слогам, звукам в названии картинок».
8) «Волшебный мешочек», «Подбери слово, картинку к схеме» - игры на определение заданного звука в разных частях слова.
9) «Найди одинаковый слог»
10) «Волшебные кубики» - выкладывание прямых и обратных слогов с помощью звуковых обозначений.
11) «Разгадай словечко» - восстановление нарушенной последовательности слогов в слове путём перестановки слогов местами.
12) «Превращение слов» - последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
13) «Одень звуковичка» - определение акустической характеристики звуков.
14) «Нарисуй первую букву в названии картинки»
15) «Зашифрованное слово» - закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в чтении слов, развивать интерес к грамоте
16) «Собери букву» - закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение букв.
В группе у нас имеется более полный и подробный каталог игр в речевом уголке.
Для развития логического мышления использую такие игры как: «Разгадай ребус», «Отгадай загадку», «Реши пример».
При проведении игр используются разнообразные приёмы как:
1) Количественный и порядковый счёт слогов в слове.
2) Подсчёт прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова.
3) Выделение ударного слога голосом.
4) Произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное).
5) Намеренные ошибки при слоговом произнесении слов и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями.
6) Прошагивание «длинных и коротких» слов.
7) Интонационное выделение звуков в слове
8) Моделирование звукового состава слова с опорой на картинку – схему
9) Показ детям работы артикуляционного аппарата при произнесении звуков с помощью зеркал; и т.д.
Для подготовки руки ребёнка к письму используются прописи «По дороге к азбуке»
Общие рекомендации для воспитателей:
1. Во время занятия на столе помимо пособия должны быть цветные
карандаши (красный, синий, зеленый) и небольшое настольное зеркало (для определения способа произнесения звуков).
2. Занятие начинается с обсуждения сюжета картинки, размещен"
ной на каждом левом развороте тетради (задание 1).
3. Звуковые карточки надо вырезать, сложить в конверт и выдавать
детям по одной карточке, соответствующей изучаемому на занятии
звуку. Постепенно, к занятию № 6, образуется комплект из обозначений шести гласных звуков: [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И]. Этот комплект понадобится для выкладывания слогов на каждом последующем занятии, начиная с занятия № 7. Остальные звуковые карточки – на согласные звуки и йотированные гласные – используются только один
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №10 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»