kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей "Использование физкультминутки в коррекционной работе воспитателя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Использование физкультминуток в коррекционной работе воспитателя».

Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей сот стояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированность мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.). Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.
В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, при моторной алалии, при детском церебральном параличе, в которых рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению Кольцовой М.М. "мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Использование физкультминутки в коррекционной работе воспитателя" »

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей

«Использование физкультминуток в коррекционной работе воспитателя».


Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей сот стояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.
Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированность мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.). Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.
В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, при моторной алалии, при детском церебральном параличе, в которых рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению Кольцовой М.М. "мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга".

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, предлагают использовать в системе коррекционной работы по преодолению речевой патологии в дошкольном возрасте такие авторы, как Ткаченко Т.А., Лопухина И.С., Цвынтарный В.В. Авторы предлагают использовать пальцевые упражнения, включая их в занятия логопеда или воспитателя как физкультминутки.

При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.
Физкультминутки включаются в занятия логопедов, воспитателей, психолога. В зависимости от возраста и от темы занятия их может быть 1-2 по 2-3 минуты.

Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения без речевого и с речевым сопровождением.

Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются движения,


выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элементами йога-гимнастики и психогимнастики. Проводятся они, как правило, на начальном этапе обучения с целью переключения на другой вид деятельности, привлечения внимания детей, обучения правильному и точному выполнению заданий.

Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обучения. Они могут иметь музыкальное сопровождение. Например: Детям предлагается, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на руки), закрыть глаза и представить себя летящим на мягком, пушистом облаке которое качает и баюкает ласково, ветерок, нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение заканчивается словами: "Но вот подул прохладный ветерок, и нам захотелось вернуться на землю".

Упражнения с элементами психогимнастики проводятся в любом периоде обучения. Идея проведения элементов психогимнастики заимствована нами у Чистяковой М.И. Это могут быть задания на изображение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы. Такие упражнения проводятся часто с музыкальным сопровождением.
Необходимость в проведении физкультминуток с элементами релаксации и психогимнастики и их содержание обсуждается совместно логопедом и психологом.

Упражнения с речевым сопровождением можно условно подразделить на речевые игры фонетической или лексико-грамматической направленности, включая их, соответственно, в занятия по формированию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий. Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекционных задач:

— снять напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;
— развивать память, внимание, эмоции;
— содействовать развитию дыхания;
— закреплять произношение отдельных звуков речи;
— развивать просодическую сторону речи.

В текстах физкультминуток используются веселые, забавные, озорные образы, которые способствуют эмоциональному восприятию, вызывают положительные чувства, что, в конечном итоге, помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов; игры разных народов, произведения устного народного творчества, в которые при необходимости можно внести изменения, адаптируя их с учетом речевых возможностей детей с ОНР.

Более простой по содержанию текст дети могут выучить заранее с воспитателем, а на занятии — разучить движения с речевым сопровождением.

Очень важно, чтобы воспитатель знал текст физкультминутки наизусть, четко, уверенно выполнял движения, иначе смысл физкультминутки теряется.

Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть лицо воспитателя, чтобы повторять эмоции и артикуляцию. Воспитатель должен хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.

Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.

Проведение физкультминуток предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.


ЛИТЕРАТУРА 
1. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., - 1994г.
2. Преодоление общего недоразвитие речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / под общей редакцией Т.В. Волосовец.- М.; 2002.-256




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Пономарева Ольга Анатольевна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125793


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства