Консультация для родителей: "Использование художественной литературы при формировании культурно - гигиенических навыков"
Консультация для родителей: "Использование художественной литературы при формировании культурно - гигиенических навыков"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ»
Подготовила: Коннова Л.В,
воспитатель МБДОУ №92 г.Оренбург
Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимыми средствами нравственного воспитания:
1. она близка к житейскому опыту детей, т.к. рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок.
2. в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный Характер.
3. художественное слово вызывает у ребенка эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение.
Малыш искренне переживает за героев, оценивая их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого.
Таким образом, художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного сознания и нравственного поведения.
При использовании художественной литературы необходимо опираться на принцип вариативности. Он предполагает учет возрастных особенностей, когда например, маленькому ребенку только читают произведение, чтобы вызвать интерес к бытовому процессу, а более старший, выучив его наизусть, применять в игре или в рисовании. Кроме того, чтобы усвоить содержание литературного произведения, его нужно использовать неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры. инсценировки. т.е. включать в различные ситуации и виды деятельности ребенка. Содержание произведения многозначно, ассоциативно и поэтому на него можно опираться при решении многих задач воспитания и обучения. Это следующие задачи:
- создание и поддержание положительного эмоционального отношения, интерес к бытовым процессам;
- ознакомление с окружающим миром, со свойством предметов;
- создание представлений о правилах поведения, нравственных нормах, Лежащих в основе культурно-гигиенических навыков;
- побуждение ребенка к активности, самостоятельности.
Хотя художественное слово используется всегда с конкретной целью, его воздействие комплексно. Попутно с основной задачей, на решение которой прямо направлено применение художественного произведения, решаются и другие перечисленные выше задачи.
Первоначально режимные процессы протекают как совместная деятельность ребенка и взрослого, и чем младше ребенок, тем более значительна роль взрослого в ходе бытового процесса. Стихотворения помогают установить с малышом эмоциональный контакт, доверительные отношения через ласковые обращения, которые в них содержатся: "Теплую водичку льем на нашу птичку", "Сердце бьется шибко, Ах ты, моя рыбка! До чего же дорога мне твоя улыбка". Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственны к нему. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать. И тогда ему легче выполнить требования взрослого - умыться, одеться, съесть кашу.
С помощью стихов в бытовые процессы вводятся персонажи, создается воображаемая ситуация и умывание, одевание, прием пищи приобретает сходство с игрой: воду для купания принес Егорка; помогают одеваться бычок, сверчок, собачка, козленок, синичка.
Художественное слово помогает малышу избавиться от страха: "Не нужно бояться серого волка, звери в лесу спят спокойно, главное - укрыться одеялом, тогда волк пройдет мимо.
Конечно нельзя превращать прием пищи, умывание и т.д. в игру, которая вызывает слишком бурную реакцию, отвлекая малыша от бытового процесса. Этого можно избежатъ, помня, что стихотворение не должно противоречить действиям, которые совершает ребенок, а ограниченно включаться в контекст режимной процедуры. Например, во время еды не просто "превратить пирожок в румяный теплоход", а заставить его действовать соответствующим образом - " он плывет прямо в рот". Тогда ребенок настраивается именно на то действие, которое ждет от него взрослый. Малыш чувствителен к красоте. Пусть он увидит эстетическую привлекательность повседневных ситуаций. Это вызовет у него желание действовать, создаст и поддержит интерес к бытовому процессу. Кто же откажется пить чай, когда "тортом хвастается блюдо", чашки в ситцевых платьях водят хоровод. Итог - создан положительный эмоциональный тон, хорошее настроение на весь день».
Пусть с помощью художественного слова малыми каждый день делает небольшие, но очень важные открытия: вьюнки похожи на гимнастов - они залезают вверх по веревки: ромашки утром постирали рубашки в росе. Так каждый день будет приносить ему что-то повое, а малыш с радостью и нетерпением будет его ждать. Стихи помогут ребенку по-другому взглянуть на мир, увидеть его многообразие и красоту, заметить необычайное в повседневном. Стихотворения также привлекают внимание малыша к частям его тела, уточняя и расширяя тем самым его представление о себе: "Ладушки, ладушки. моем с мылом ладушки".
Называние в стихотворной форме действий ребенка помогает их осознанию: "Доченька проснулась, сладко потянулась. Лежала, лежала, да и улыбнулась".
С помощью художественного слова расширяются знания детей о предметах, их свойствах, профессиях людей, которые их создают.
Здесь решаются задачи:
- формируется интерес к труду взрослых, складывается представление о профессиях, их значении, способах и орудиях труда. Например, повар готовит пищу для других людей; он использует разные продукты, он варит и жарит;
- эти знания малыш использует в игре, обогащая сюжет и разнообразя игровые действия. Здесь же расширяются представления ребенка о предметах, его свойствах, качествах и признаках. Например, "Мыло душистое, белое, мылкое". Стихотворное описание бытового процесса может содержать логическую задачу, решение которой вызывает интерес. Например, почему быстро "худеет" мыло, если каждый день мыть руки.
Таким образом, художественная литература уточняет, обобщает, систематизирует элементарные знания, получаемые ребенком при взаимодействии с миром вещей, природы, социальным окружением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "Использование художественной литературы при формировании культурно - гигиенических навыков"»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ»
Подготовила: Коннова Л.В,
воспитатель МБДОУ №92 г.Оренбург
Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимыми средствами нравственного воспитания:
1. она близка к житейскому опыту детей, т.к. рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок.
2. в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный Характер.
3. художественное слово вызывает у ребенка эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение.
Малыш искренне переживает за героев, оценивая их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого.
Таким образом, художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного сознания и нравственного поведения.
При использовании художественной литературы необходимо опираться на принцип вариативности. Он предполагает учет возрастных особенностей, когда например, маленькому ребенку только читают произведение, чтобы вызвать интерес к бытовому процессу, а более старший, выучив его наизусть, применять в игре или в рисовании. Кроме того, чтобы усвоить содержание литературного произведения, его нужно использовать неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры. инсценировки. т.е. включать в различные ситуации и виды деятельности ребенка. Содержание произведения многозначно, ассоциативно и поэтому на него можно опираться при решении многих задач воспитания и обучения. Это следующие задачи:
- создание и поддержание положительного эмоционального отношения, интерес к бытовым процессам;
- ознакомление с окружающим миром, со свойством предметов;
- создание представлений о правилах поведения, нравственных нормах, Лежащих в основе культурно-гигиенических навыков;
- побуждение ребенка к активности, самостоятельности.
Хотя художественное слово используется всегда с конкретной целью, его воздействие комплексно. Попутно с основной задачей, на решение которой прямо направлено применение художественного произведения, решаются и другие перечисленные выше задачи.
Первоначально режимные процессы протекают как совместная деятельность ребенка и взрослого, и чем младше ребенок, тем более значительна роль взрослого в ходе бытового процесса. Стихотворения помогают установить с малышом эмоциональный контакт, доверительные отношения через ласковые обращения, которые в них содержатся: "Теплую водичку льем на нашу птичку", "Сердце бьется шибко, Ах ты, моя рыбка! До чего же дорога мне твоя улыбка". Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственны к нему. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать. И тогда ему легче выполнить требования взрослого - умыться, одеться, съесть кашу.
С помощью стихов в бытовые процессы вводятся персонажи, создается воображаемая ситуация и умывание, одевание, прием пищи приобретает сходство с игрой: воду для купания принес Егорка; помогают одеваться бычок, сверчок, собачка, козленок, синичка.
Художественное слово помогает малышу избавиться от страха: "Не нужно бояться серого волка, звери в лесу спят спокойно, главное - укрыться одеялом, тогда волк пройдет мимо.
Конечно нельзя превращать прием пищи, умывание и т.д. в игру, которая вызывает слишком бурную реакцию, отвлекая малыша от бытового процесса. Этого можно избежатъ, помня, что стихотворение не должно противоречить действиям, которые совершает ребенок, а ограниченно включаться в контекст режимной процедуры. Например, во время еды не просто "превратить пирожок в румяный теплоход", а заставить его действовать соответствующим образом - " он плывет прямо в рот". Тогда ребенок настраивается именно на то действие, которое ждет от него взрослый. Малыш чувствителен к красоте. Пусть он увидит эстетическую привлекательность повседневных ситуаций. Это вызовет у него желание действовать, создаст и поддержит интерес к бытовому процессу. Кто же откажется пить чай, когда "тортом хвастается блюдо", чашки в ситцевых платьях водят хоровод. Итог - создан положительный эмоциональный тон, хорошее настроение на весь день».
Пусть с помощью художественного слова малыми каждый день делает небольшие, но очень важные открытия: вьюнки похожи на гимнастов - они залезают вверх по веревки: ромашки утром постирали рубашки в росе. Так каждый день будет приносить ему что-то повое, а малыш с радостью и нетерпением будет его ждать. Стихи помогут ребенку по-другому взглянуть на мир, увидеть его многообразие и красоту, заметить необычайное в повседневном. Стихотворения также привлекают внимание малыша к частям его тела, уточняя и расширяя тем самым его представление о себе: "Ладушки, ладушки. моем с мылом ладушки".
Называние в стихотворной форме действий ребенка помогает их осознанию: "Доченька проснулась, сладко потянулась. Лежала, лежала, да и улыбнулась".
С помощью художественного слова расширяются знания детей о предметах, их свойствах, профессиях людей, которые их создают.
Здесь решаются задачи:
- формируется интерес к труду взрослых, складывается представление о профессиях, их значении, способах и орудиях труда. Например, повар готовит пищу для других людей; он использует разные продукты, он варит и жарит;
- эти знания малыш использует в игре, обогащая сюжет и разнообразя игровые действия. Здесь же расширяются представления ребенка о предметах, его свойствах, качествах и признаках. Например, "Мыло душистое, белое, мылкое". Стихотворное описание бытового процесса может содержать логическую задачу, решение которой вызывает интерес. Например, почему быстро "худеет" мыло, если каждый день мыть руки.
Таким образом, художественная литература уточняет, обобщает, систематизирует элементарные знания, получаемые ребенком при взаимодействии с миром вещей, природы, социальным окружением.