Конспект организованной учебной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
и исследовательской деятельности
"Путешествие с воздушным змеем в бумажное царство»
Цель: Продолжать знакомить детей с бумагой.
Закрепить умение узнавать вещи, сделанные из бумаги.
Формировать умение вычленять её качества (цвет, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, склеивается). Упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя чётко.
Воспитывать бережное отношение к бумажным вещам.
Словарь: бумажный, картон, разноцветная, гладкая, шершавая.
Материал: бумажный змей, предметы из бумаги, клей, кисточки, ножницы, розетки с водой, бумага разного качества (белая, цветная, гладкая, шершавая, толстая, тонкая)
Ход.
Утренний круг на каз яз.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие, а с кем и куда узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадываю загадку:
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (Воздушный змей).
Влетает Воздушный змей
Воздушный змей приглашает всех детей посетить бумажное царство. Дети строятся за Воздушным змеем и со словами:
Мы становимся всё выше
Достаём руками крыши.
Раз – два поднялись,
Три – четыре руки вниз
летят в бумажное царство.
Воздушный змей обращает внимание детей на полянку, где вместо цветов и травы растут бумажные вещи.
Воздушный змей :
- Как вы думаете, ребята из чего сделаны все эти предметы?
- Из бумаги.
- Правильно. А хотите узнать, как и откуда появилась бумага?
Дети соглашаются. Проходят на стульчики, смотрят слайды.
- А сейчас я вам расскажу, как делают бумагу. Дело в том, что бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т.д. Подойдите к доске, я покажу вам схему производства бумаги.
Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги.
Воспитатель:
- Представьте, что вы изготавливаете бумагу.
Физминутка:
Лесорубы дерево срубили, (Имитация движение топора)
На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)
Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)
И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)
А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)
Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга)
Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)
Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони)
Воспитатель:
- Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги, поняли, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в мускулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага и для этого нам надо превратиться в маленьких ученых и зайти в нашу маленькую лабораторию.
Дети проходят в лабораторию, одевают ученые шапочки.
Правила поведения в лаборатории:
Не кричать.
Работать только на своем месте.
Не пробовать на вкус.
Не трогать без разрешения.
Соблюдать осторожность.
Проводят опыты с бумагой.
Опыт № 1. Можно сказать, что бумага бывает разных цветов? Значит она бывает разноцветная. Вывод: бумага бывает разноцветная.
Опыт № 2. Потрогайте бумагу и определите где гладкая, а где шершавая. Поднимите фигуру из гладкой бумаги, а теперь из шершавой.
Вывод: бумага бывает гладкая и шершавая.
Опыт № 3. Определите где тонкая бумага, где толстая. Покажите тонкую бумагу, толстую. Толстая бумага называется картон.
Вывод: бумага бывает толстая и тонкая.
Опыт № 4. Предлагаю взять бумагу и смять. А теперь разверните посмотрите, что сделалось с бумагой ( она помялась). Стала ли она такой же красивой, как была? Вывод: бумага мнётся.
Опыт № 5. А теперь оторвите кусочек от бумаги. Что вы заметили? (она очень легко рвётся.Вывод: бумага рвётся.
Потяните бумагу в разные стороны. Что с ней случилось? Порвалась. Она непрочная. Обращает внимание, что поэтому с книгами и со всеми бумажными вещами нужно обращаться очень бережно.
Опыт № 6. Воздушный змей предлагает постирать ему бантики с его хвостика, т.к. он везде летал и немного их испачкал. Дети кладут бантики в ёмкость с водой. Что случилось с бантиками? Они намокли, расползлись. Её нельзя мочить.
Вывод: бумага боится воды.
Опыт № 7. А что делать? Воздушный змей остался без красивых бантиков? Надо ему помочь и сделать новые бантики. А теперь разрежем бумагу и сделаем бантики.
Вывод: бумага легко режется.
Опыт № 8. А теперь приклеим красивые, цветные бантики бумажному змею на хвостики. Вывод: бумага склеивается.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Мы хорошо поработали в лаборатории.
- Вот у меня бумажный домик. Как вы думаете, смогу ли я в нем жить и почему?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель:
- Сегодня мы с бумажным змеем совершили путешествие в бумажное царство и многое узнали о бумаге. Теперь он прощается с нами и хочет навестить других детей и рассказать о бумажном царстве.
Воздушный змей прощается с детьми и улетает.
Дети читают стихотворения.
Бумага бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
И многими другими прекрасными вещами.
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронута рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его, заполнив пустоту.
И синим, будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым.