Конспект ООД для подготовительной группы по теме "Скелет - опора тела"
Конспект ООД для подготовительной группы по теме "Скелет - опора тела"
Конспект организации образовательной деятельности для подготовительной группы по теме "Скелет - опора тела" - один из конспектов по направлению "Здоровьезберегающие технологии как средство укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста"
Проводится с целью ознакомления детей со скелетом и его основной функцией.
В ходе проведения решаются следующие задачи:
формирование у детей элементарных знаний об опорно-двигательном аппарате человека;
воспитание у детей желания заботы о своем здоровье, стремления вести здоровый образ жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-развивать память, внимание, логическое мышление, умение применять полученные знания на практике.
Воспитательные.
- воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
Оборудование: макет скелета человека, плакат по формированию правильной осанки, портфель, ранец, маленькие ведерки ( 2 шт.), большое ведерко, мешочки, карандаши, листы бумаги.
Предварительная работа: - рассматривать рисунки и схемы упражнений;
- читать литературу и статьи из детских энциклопедий о здоровье человека;
- беседовать об организме человека;
- читать стихотворения о здоровье и физкультуре.
Ход занятия.
Воспитатель:
Проходите, проходите!
Очень рада видеть вас.
С интересной новой темой
Познакомлю всех сейчас.
Вы поближе подходите,
Свои глазки покажите.
Ребята, на адрес нашего детского сада пришло письмо, давайте почитаем , о чем оно. Это письмо от доктора Айболита.
« Здравствуйте, ребята! Пишет вам доктор Айболит. Я очень беспокоюсь о вашем здоровье. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. А чтобы учиться в школе, нужно не только много знать и уметь, но и быть здоровым. Ведь плохое здоровье- причина отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.
А знаете ли вы основные правила здорового образа жизни, выполняете ли их регулярно? Ребята, чтобы беречь свое здоровье, нужно знать свой организм, свое тело. Я посылаю вам посылку, а что в ней, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно.
Я опору тела составляю,
Ходить, бегать, прыгать помогаю»
Дети : кости, скелет.
А вот и посылка. Посмотрите, это уменьшенная копия скелета человека. Сегодня на занятии мы познакомимся с нашим телом, а именно со скелетом человека и его мышцами.
Послушайте стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение Н. Кнушевицкой « Чтоб на кисель не походить»
Чтоб на кисель не походить,
На скользкую медузу,
Скелет у всех нас должен быть,
И он нам не обуза.
Пусть нет его у червяка,
Какой-нибудь амебы,
У стрекозы и мотылька,
А он нам нужен, чтобы
Играть в футбол, ходить в кино.
И плавать в речке летом.
Мы не смогли бы ничего,
Не будь у нас скелета.
Суставы гибкие согнем,
Пробежку начинаем…
Скелет опорой служит днем,
А ночью отдыхает!
Самомассаж.
Сейчас я предлагаю вам сделать самомассаж с помощью вот таких колючих мячиков.
Рассказ воспитателя , сопровождаемый иллюстрациями.
Человек был бы бесформенным и некрасивым , если бы у него не было скелета. Скелет- это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. Посмотрите на макет скелета человека. Скелет состоит из костей, больших, маленьких и совсем крошечных. Их общее количество – более 200.
Потрогайте свою руку, ногу, что вы чувствуете? Это кости.
На вид скелет хрупкий, но на самом деле он очень прочный. Скелет служит человеку не только опорой, но и защищает внутренние органы. Ребята, кто назовет основные части скелета?
Воспитатель: - череп похож на шлем. Что он защищает?
Дети: - мозг.
Воспитатель: - грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра?
Дети: - внутренние органы (сердце, легкие)
Воспитатель: - позвоночник - основной стержень туловища, на него приходится вес верхней части тела, а сам он состоит из 33 соединенных позвонков. Позвоночник проходит посредине спины.
Корень, ствол у дерева-
Жизни всей источник,
Жизни ствол у человека-
Это позвоночник.
Сделав выводы теперь,
Вы держитесь твердо.
Чтоб по земле шагать
Вам с осанкой гордой.
В состав скелета входят еще кости верхних и нижних конечностей. Они очень хрупкие, особенно у детей. Поэтому нужно быть осторожными: не прыгать с высоты. Не лазать по деревьям, обрывам. Быть осторожными в гололед. А что мы делаем с помощью рук и ног.
Дети: с помощью рук мы едим, рисуем, пишем, играем. С помощью ног ходим, бегаем, прыгаем.
А теперь давайте немного поиграем. Проводится спортивная игра « Препятствие»
« Переступи через ручей» Дети переступают приставным шагом с кочки на кочку.
« Не промочи ножки» Ходьба по массажной дорожке ( профилактика плоскостопия)
О худых людях говорят: « У него только кожа да кости». Может ли быть такое на самом деле?
Дети: - нет. Если бы это было так, человек не смог бы двигаться, бегать, прыгать, поднимать грузы.
Воспитатель: - или даже моргать. Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги?
Почему они такие бодрые и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать?
Конечно, скелет , но еще и мышцы- это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку очень нужны мышцы. Без них все большие и маленькие кости были бы неподвижны. Вытяните руку - ваши мышцы сейчас не напряжены, согните руку в локте - в это время мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку. ( Показывает)
Дети повторяют
Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и поверните его в разные стороны. Примерно так одна кость соединяется с другой, а чтобы кости не разомкнулись, они крепко-накрепко соединены, как бинтами, гибкими связками.
С ростом человека скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения человека становятся совершеннее и разнообразнее.
Чтобы стать красивым сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это делать?
Дети. Физкультура и спорт.
Воспитатель. Правильно , давайте и мы с вами сейчас проведем физкультминутку для здоровья.
Физкультминутка
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх-
Отдохнет спина у всех.
Начинаем приседанья!
Раз, два, три, четыре, пять,
А теперь три раза нужно
Как лягушки проскакать.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А теперь их тянем вверх,
Отдохнет спина у всех.
Воспитатель. Физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку. Прямая спина не только красива, но и говорит о хорошем здоровье. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы. Нарушение осанки – это искривление позвоночника, или сколиоз. Каковы причины плохой осанки? Кто может сказать?
Дети: человек неправильно сидит, не занимается спортом.
Как выработать правильную осанку? Давайте запомним, что нужно сделать для сохранения хорошей осанки.
- прямо сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
- при переносе тяжестей равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель на одном плече, оно станет ниже другого.
- спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
- избегать неудобных поз.
- каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
Если вы будете выполнять эти правила, осанка у вас станет красивой и правильной. А сейчас мы с вами проведем эксперимент.
Эксперимент с портфелем и ранцем.
Одному ребенку воспитатель помогает надеть ранец, другому дает в руки портфель и просит пройтись перед группой, а затем повернуться спиной к детям. Ребенок, держащий в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у второго ребенка спина не искривлена. Дети делают вывод, с чем лучше ходить в школу: с ранцем, который можно надевать на спину.
Эксперимент с ведерками.
Один ребенок держит небольшое детское ведерко с водой. Другой берет два маленьких ведерка с водой в обе руки. Подержав ведерко в одной руке , ребенок устает и начинает наклоняться в сторону. Второй ребенок держит спину ровно. Дети делают вывод, как лучше носить, например, сумки, помогая маме : нужно разложить все покупки в две сумочки и нести их в обеих руках.
Эксперимент « Правильная ли у вас осанка?»
Дети встают, поворачиваются спиной к воспитателю, складывают ладони за спиной и приставляют руки к позвоночнику. Ладони не должны разомкнуться. Воспитатель отмечает, у кого из детей хорошая осанка.
Игровой тренинг « Пройди с мешочком на голове»
Дети идут друг за другом с мешочком на голове и повторяют за воспитателем слова.
Я повторяю по утрам :
Мой позвоночник гибок, прям.
Когда лежу, стою, сижу-
За позвоночником слежу.
Я позвоночник сберегу
И от болезни убегу.
Воспитатель. Существуют специальные упражнения для укрепления мышц туловища. Как мы уже говорили , наши мышцы становятся сильнее благодаря физической нагрузке. И поэтому у спортсменов и атлетов они такие крепкие. Что кроме упражнений может укрепить наш скелет? Какие продукты нужно употреблять?
Дети : продукты, которые содержат много витаминов и других полезных веществ.
Нам необходимы продукты, в которых много кальция - творог, молоко. Также полезны овощи и фрукты - в них содержатся витамины. А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? Тогда надо заниматься чем?
Дети: физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры, обязательно делать по утрам зарядку.
Воспитатель: словом, вести активный образ жизни. Вы всегда можете контролировать работу своих мышц. Ваш мозг подает команду мышцам, а они их выполняют. А сейчас немного разомнемся.
Разминка для мышц.
Дети выполняют различные упражнения : мальчики с гантелями, на развитие мышечной силы, девочки - на растяжку и равновесие.
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
Очень трудно так стоять-
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Воспитатель: мальчики выполняли упражнения на развитие мышечной силы, девочки – упражнения для развития грациозности, красоты движений. Теперь немного отдохнем и расслабимся.
Релаксация « Осанка»
Дети выполняют движения по тексту.
Хватит спинушку тянуть,
Надо лечь и отдохнуть.
Ну-ка, правильно лежим?
Мы на это поглядим!
Лежат ровно пяточки,
Плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая,
А могла бы быть кривая!
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сожмите,
Их повыше поднимите.
Все присели, потянулись,
Потянулись, улыбнулись!
Вот пора нам и вставать,
Бодрый день наш продолжать!
А сейчас вы выполните задание самостоятельно. Внимательно слушайте! Подойдите к столам, положите ладонь на лист бумаги, расставив пальцы, и обрисуйте ее ручкой, обводя каждый палец. А потом черточками обозначьте на рисунке те места, где пальцы сгибаются и разгибаются. Кому трудно это сделать, подвигайте пальцами.
Воспитатель рассматривает с детьми работы и анализирует их, исправляет ошибки.
Пальцы выполняют большую работу - они наши помощники.
Пальчиковая гимнастика.
Сидит белка на тележке,
Дети сжимают пальцы в кулак, выполняют круговое движение кистью вправо.
Продает она орешки:
Выполняют круговые движения кистью влево.
Лисичке- сестричке,
Разгибают большой палец.
Воробью,
Разгибают указательный палец.
Синичке,
Разгибают средний палец.
Мишке толстопятому,
Разгибают безымянный палец.
Заиньке усатому.
Разгибают мизинец.
Вот так.
Раскрывают и сжимают пальцы.
Ребята, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии?
Дети отвечают.
О строении и функциях скелета человека и его мышц. Мы узнали об их роли в нашем организме, ознакомились с правилами формирования красивой фигуры и хорошей осанки. Ведь не зря говорят : в здоровом теле – здоровый дух.