Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи": "Поможем Маше собрать мозаику". Конспект разработан мною для проведения занятия в подготовительной к школе группе.Цель: закреплять умение детей выполнять звуковой анализ слов. Необходимое оборудование: карточки с изображением схем, фишки красного и синего цвета, пазл.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Форма организации: решение проблемной ситуации, сюжетная игра, отгадывание загадок, игра с правилами.
Цель: Совершенствование у детей навыка звукового анализа средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Совершенствовать умение звукового анализа слов.
Закрепить знания о твердых и мягких согласных.
Развивать у детей логическое мышление посредствам собирания мозаики.
Воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте.
Оборудование: Таблицы с изображением листа и волка; карточки с четырехзвуковыми схемами у каждого ребенка; фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка; пособия в виде листочков с вопросами и загадками, мозаика, корзинка.
Предварительная работа: звуковой анализ слов из трех букв, изготовление схем, игры «Цепочка», «Звуковое лото», отгадывание загадок о лесе и животных.
Методы и приёмы: показ, рассматривание, рассуждение, метод вопросов, игровой приём, решение проблемной ситуации, прием сравнения, приём индивидуальной беседы, художественное слово.
Ход:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре-
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
II. Мотивационная игра.
В.- Ребята, какое сейчас время года?
Д.- Осень
В.- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Осень в лесу!
Заходим в осенний лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот березки золотые шумят
Под березками грибочки стоят
В корзинку прыгнуть хотят!
(в этот момент появляется корзинка)
В.- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу! Кто же её мог здесь оставить? Смотрите, в корзинке есть записка от Мишки, в ней написано, что мы сможем узнать это если выполним задания, которые он нам оставил. После каждого правильно выполненного задания, мы от Мишки получим часть мозаики, и в конце занятия сможем собрать картинку и узнаем, кто же забыл корзинку здесь. Ну что, поможем вернуть корзинку хозяину.
Д.- Поможем!
В.- Что у нас тут в корзинке?
Д.- Здесь листочки с вопросами!
В.- Из чего состоят слова?
Д.- Слова состоят из звуков.
В.- На какие группы делятся звуки?
Д.- Звуки делятся на гласные и согласные.
В.- Какие звуки мы называем гласными? Вспомните, чем гласные звуки отличаются от согласных?
Д.- Гласные можно петь, при произнесении гласных звуков воздух через рот проходит свободно, не встречая преграду на своем пути – зубки и язычок не мешают проходить воздуху.
В.- Назовите их.
Д.- А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть .
В.- Как на схеме обозначаются гласные звуки?
Д.- Красной фишкой.
В.- Чем согласные звуки отличаются от гласных?
Д.- При произнесении согласных звуков струя воздуха встречает преграду – мешают зубки и язычок
В.- Какие это звуки: [с], [к], [в ], [ т]…?
Д.- Согласные.
В.- Докажите, что они согласные.
Д.- Произносят звуки.
В.- Фишками какого цвета на схеме обозначаются согласные звуки?
Д.- Синими.
В.- Какие бывают согласные?
Д.- Твёрдые и мягкие.
В.- Вы правы. В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова. А вот и первый фрагмент мозаики.
В.- Ну а теперь, Мишка предлагает нам отгадать загадку:
Под ногами лежат
Зашагаешь – шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
На доску вывешиваю картинку звукового анализа слова «лист».
В.- Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет помогать (показываю как вести указкой под клеточками и произносить слово). А теперь попробуем прочитать также. Послушайте, как в слове
звучит первый звук -Лллист. (провожу указкой под схемой, задерживая указку под первым звуком). Повторите слово, выделяя голосом этот звук. Первый
звук - "Л,", в первом доме живёт звук "Л,", Никита, поставь его в первый домик. Каким цветом мы обозначим этот звук?
Д.- Синим.
В. - Почему?
Д.- Это согласный.
В.- Какой второй звук в этом слове?
Д.- звук "И".
В.- Произнесите его. Какой это звук?
Д.- Гласный.
В.- Каким цветом мы его обозначим?
Д.- Красным.
- А теперь самостоятельно обозначьте третий звук и четвертый.
(прохожу и смотрю, как дети справились с заданием на местах. При этом один ребёнок выполняет задание у доски с объяснением). Ну вот и еще один фрагмент мозаики. Как вы думаете, а не пора ли нам отдохнуть?
III. Физкультминутка
В. - Ребята, мне Миша рассказал недавно свой сон. Как будто он был королем, шёл по лесу и встретил принцессу. Попробуем с вами воспроизвести Мишин сон и представить, как все это могло произойти.
(дети становятся в круг и выполняют движения по тексту)
Шёл король по лесу, (в круг выходит мальчик "король ")
Нашёл себе принцессу, (выбирает девочку "принцессу")
Давай с тобой попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
И ручками похлопаем,
И ножками потопаем,
Головкой покачаем.
В.- Молодцы ребята! Но пришло время продолжить. Миша предлагает отгадать нам еще одну загадку:
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …
Д.- Волк.
В.- Как вы думаете, что нам нужно сделать с этим словом?
Д.- Звуковой анализ.
В.- Правильно! Необходимо сделать звуковой анализ слова «волк» так же как и анализ слова «лист».
(делаем аналогично слову «лист» звуковой анализ слова «волк»).
В.- Похоже ли слово «волк» на слово «лист»?
Д.- Да, у них звуки расположены одинаково: согласный, гласный, два согласных.
В.- Скажите, как произносится звук [л,]в слове «лист» и в слове «волк»?
Д.- В слове «лист» - мягко, а в слове «волк» - твердо.
В.- Молодцы ребята. А вот и третий фрагмент мозаики у нас.
В.- А теперь я хочу сыграть с вами в игру: кто назовет больше слов, начинающихся с любого согласного звука.
Д.- Дети предлагают варианты слов (лиса, вода, небо…).
В. – Ну вот и четвертый последний фрагмент мозаики. Теперь мы можем сложить картинку, что у нас получилось?
Д. – Это портрет Маши.
В.- Молодцы! Ну вот мы и узнали, кто забыл корзинку в лесу! И теперь мы сможем ей вернуть корзинку.
IV. Итог занятия.
В.- А теперь, скажите мне, кому мы помогали сегодня?
В.- Какие задания были интересными и понравились вам больше?
V. Рефлексия.
В.- Ребята, в корзине у Маши лежат смайлики, но они разные. Посмотрим, чем они отличаются.
Д.- Настроением: грусть, радость, задумчивость.
В.- Если вам сегодня было легко, и вы справились со всеми заданиями - возьмите радостный смайлик, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивый, а если совсем трудно – грустный.
Литература
Журова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду». Издательство «Педагогика», М., 1978г.