Конспект НОД «Первоцветы» для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Конспект НОД «Первоцветы» для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не может без природы, в ней есть все для жизни.
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответсвенности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получили достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.3. Беседа о первоцветах. Объяснение термина «первоцвет»
Воспитатель: Во все времена люди радовались первым цветам. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Правильно. Эти цветы первыми дарят нам радость, как будто они говорят: «Зима не вернется, пришла весна».
2.4. Мини-исследование
Рассматриваем первоцветы, определяем, чем они отличаются друг от друга, а чем похожи. Исследуем названия первоцветов. (Слайд 6)
2.5. Литературная минутка
В честь весенних цветов сочиняли стихи, песни, сказки (стихи раздаются детям заранее).
4-й ребенок:
Под ногой трещит валежник.
Лес весну встречать готов.
Распускается подснежник –
Самый первый из цветов. (Слайд 7. Подснежник)
5-й ребенок:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом. (Слайд 7. Верба)
2.6. Работа с фотографиями: дети определяют знакомые цветы (ландыш, венерин башмачок).
6-й ребенок:
Жемчужные наши гирляндочки
Звенят, как бубенчики-крошки.
Мы ландыши, ландыши,
Весеннего платьица брошки. (Слайд 8. Ландыш)
7-й ребенок:
Прикрывшись листочком от солнышка,
Стою я у старого пня.
Скажите, какая же Золушка
В траве потеряла меня? (Слайд 9. Венерин башмачок)
Обращаем внимание на то, что цветы будут радовать нас позже, только к ним надо бережно относиться.
2.7. Творческое дело «Я первый весенний цветок» (вывешивается плакат с полянкой без цветов).
Воспитатель: Когда-то давным-давно облюбовали эту полянку первоцветы. Они зацветали ранней весной, когда в лесу еще лежал снег. Веселая, цветущая полянка нравилась всем. Люди приходили сюда отдыхать и каждый раз, уходя домой, рвали первые подснежники, плели венки из одуванчиков. Прошло несколько лет, и полянка опустела. Исчезли первоцветы. Загрустила полянка. Давайте восстановим полянку – превратимся в добрых волшебников и поселим на полянке первоцветы (дети раскрашивают первоцветы и помещают их на полянку).
Воспитатель:Что надо сделать, чтобы такие полянки каждую весну радовали нас цветами?
Обсуждаем правила поведения. (Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: они стали редкими. Многие из первоцветов занесены в красную книгу.) (Слайд № 11)
В дальнейшем мы с вами создадим Красную книгу сами, для того чтобы познакомить других детей с редкими видами цветов.
3. Итог занятия
Воспитатель:Вот и закончилось наше путешествие в гости к первоцветам.
Дети, вам понравилось наше путешествие?
Как называются цветы, которые первыми появляются весной? Назовите их.
Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?
Список источников
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. — 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. — СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2007. - 244 с. ISBN 5-89814-076-X 978-5-89814-076-2
Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2006. – 240с. ISBN: 5-89814-057-3
Наш дом – природа: программа факультативного курса дошкольного образования. – Владивосток: Изд-во ПК ИРО, ФГБУ «Лазовский государственный заповедник», Фонд «Феникс», 2013. – 68 с. ISBN 978-5-98892-026-7
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: книга для воспитателей детского сада/ С.Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с., 8 л. ил. – ISBN 5-09-011526-5
Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 120 с.: цв. вкл. ISBN 978-5-4315-0175-3
Рисунки первоцветов для раскраски «Венерин башмачок»
Приложение № 7
Н. И. Сладков. Ивовый пир
Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые, серые — ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый новый «барашек» — пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мёд.
Спешат гости на пир.
Шмель прилетел — неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.
Шершень на слюдяных крыльях — полосатый, злой и голодный, как тигр.
Все гудят и торопятся: зазеленеет ива — пиру конец.
Зазеленеет, потеряется среди зелёных кустов. Пойди-ка тогда её отыщи! А сейчас она как букет золотой. И всех созывает на ивовый пир.
Смотрим — а кругом торчат двадцать толстеньких сморчат! Мы их столько там набрали — еле-еле донесли. Мы забыли, что устали, — очень весело мы шли! Всей квартирой мы их ели. Мы хвалиться не хотели, Мы не любим похвальбы, Но соседям всё же спели: — Неужели вы в апреле не ходили по грибы?
Приложение № 8
Н. И. Сладков. Любитель цветов
Весной все рады цветам. За долгую зиму стосковались глаза по яркому и цветному.
Ребята в лесу собирают цветы.
Спешат на первые цветы бабочки, пчёлы и мухи.
И рябчик туда же: ива цветёт - он на иве, черника и голубика - он к ним. Зацветут незабудки - не забудет и незабудки.
Ребята складывают из цветов букеты; букеты нежны, красивы, пахучи.
Бабочки и пчёлы угощаются на цветах. Цветы для них - расписные скатерти-самобранки. Садись и веселись: и мёд, и нектар, и сок.
А рябчик цветы ест! Оказывается, они ещё и вкусны! И очень любит незабудки. Наверное, у них особый, незабываемый вкус.