Просмотр содержимого документа
«Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему: "По следам весны"»
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
на тему:
«ПО СЛЕДАМ ВЕСНЫ»
ЦЕЛЬ: Обобщить систематизировать представления о приметах весны, уточнить представления о деревьях, цветах, насекомых.
Развивать наблюдательность и любознательность.
Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.
Закрепить знания детей о звуко - буквенном анализе слов, их слоговом составе.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание делиться своими знаниями со сверстниками.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Весенние наблюдения в природе в разные отрезки времени, беседы о парках города Тамбова, наблюдения за деревьями, птицами, насекомыми. Беседа о том, как вести себя, общаясь с природой. Чтение художественной литературы. Знакомство с народными приметами.
ОБОРУДОВАНИЕ: Набор картинок деревьев (береза, рябина, липа, ива, клен); набор картинок цветов (мать-и-мачеха, кислица, ландыш, одуванчик); набор картинок насекомых (жук, кузнечик, бабочка, муравей, божья коровка, пчела); набор картинок птиц (скворец, грач, соловей, ворона, сорока, воробей, трясогузка); конверты с письмом, с набором букв; запрещающие знаки; аудиозапись; костюм Весны.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поприветствуем их.
-Добрый день! -мы вам сказали,
-Добрый день!- ответишь ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты!
Ребята, какое сейчас время года? (Весна).
Почему вы так думаете? (Ответы детей).
Какой звук первый? Произнесите его? (Вь).
Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий).
Сколько гласных звуков в слове весна? (2)
Сколько согласных? (3). Назовите их. (Вь, с, н). Молодцы!
Ребята, сегодня утром мне почтальон принес письмо. Давайте узнаем от кого оно.
Воспитатель читает:
«Здравствуйте дорогие ребята. Я по вам очень соскучилась. Приглашаю к себе в гости. Хочу услышать ваш звонкий смех. А найдете вы меня по моим следам и приметам. Желаю вам успеха. Весна».
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в гости к Весне?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда в путь.
Смотрите, ребята, здесь Весна оставила нам подсказку. Давайте посмотрим.
В конверте лежат буквы (а, к, п, р), из которых надо составить слово.
(Буквы расположить в соответствии с указанными цифрами).
Воспитатель: Ребята, если мы сможем составить слово и прочитать его, то узнаем, где мы с вами оказались.
Игра: «Составь слово».
Воспитатель: Где мы с вами оказались? (В парке).
Какие парки в нашем городе вы знаете?
Дети: Городской парк культуры и отдыха, Парк дружбы, парк Победы,
Ахлебиновая роща, школьный парк .
Что в парке можно делать?
Воспитатель: Что общего у всех парков нашего города?
Назовите деревья, названия которых начинаются с согласного мягкого звука (рябина, липа, береза). Назовите эти звуки (рь, ль, бь).
Название, какого дерева начинается с гласного звука? (Ива).
Ребята, давайте для весны прочитаем стихотворение И. Токмаковой “Ива”.
Чтение стихотворения “Ива” И. Токмаковой.
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам ее спросить?
Рано утром на тонких листьях ивы появляются мельчайшие капельки, и как только ветер слегка всколыхнет ветки ивы, капли начинают падать, словно слезы. В этот момент ива напоминает плачущую деву, распустившую свои длинные «волосы - ветви». Вот поэтому и прозвали дерево в народе «плакучей ивой».
Ребята, а какое дерево считается символом нашей страны? (Береза).
Посмотрите на березу и скажите, береза какая? (Белоствольная, кудрявая, красивая, высокая, молодая, зеленая…).
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что береза – это единственное дерево в мире, у которого прохладный ствол даже на солнцепеке, потому что это единственное дерево с белой корой.
Воспитатель: Ребята, какие следы и приметы весны вы увидели в парке?
(На деревьях появились молодые листочки, у березы – сережки, начинает цвести рябина, на газонах зазеленела травка. Все это бывает весной.)
Воспитатель: Ребята, следы и приметы весны можно не только увидеть, но и услышать. Хотите послушать? Садитесь на стульчики.
Слушание голосов птиц. (Скворцы).
Воспитатель: Ребята, голоса каких птиц мы с вами слышали? (Скворцов).
У нас на столе лежат изображения птиц. Давайте мы с вами разделим их на две группы :1-которые вернулись к нам из теплых краев, а 2-птицы, которые зимовали в нашем парке.(дети прикрепляют картинки на два мольберта)
Грачи, соловьи, жаворонки, ласточка, скворцы - это какие птицы? (Перелетные).
Ворона, сорока, дятел, клест - как их можно назвать? (Зимующие птицы).
Назовите птицу, название которой состоит из одного слога? (Грач).
Из двух слогов? (Скворец).
Из трех слогов? (Сорока, соловей, ворона).
Воспитатель: Какую пользу паркам приносят птицы?
Дети: Наши крылатые друзья – птицы уничтожают насекомых-вредителей, которые грызут листву деревьев, подгрызают корни, точат кору деревьев.
Воспитатель: Дети,как мы должны относиться к нашим пернатым друзьям?
(Заботиться о птицах, приносить корм, развешивать кормушки, строить скворечники, не разорять гнезд …)
Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот в парке полянка. Давайте на ней найдем следы весны. Назовите их. (Это первые весенние цветы: мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник). Какие цветы расположены в правом верхнем углу? В нижнем левом? И т.д.
Воспитатель: А еще кого можно увидеть на поляне весной вы узнаете, отгадав загадки:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (Муравей).
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бак.
С крыльями, а не птица. (Жук).
С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку.
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка. (Кузнечик).
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой…
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела).
Воспитатель: Ребята, какой же след здесь оставила нам Весна? (След Весны – это появление в природе насекомых. Они появились в нашем крае с наступлением тепла, которое принесла нам весна).
Воспитатель: Какой звук в слове бабочка и пчела всегда мягкий? (ч).
Какой звук в слове жук всегда твердый? (ж).
Какой первый звук в слове кузнечик? (к).
Где стоит звук “а” в слове муравей? (В середине слова).Молодцы!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на одуванчике кто-то сидит. Кто это? (Божья коровка). Кто из вас знает, почему ее так называют? (Ответы детей).
Коровками назвали потому, что умеют выделять “молочко”, правда, не белое, а оранжевое. Конечно, на самом деле это никакое не “молочко”, а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее не едят “коровок” ни птицы, ни ящерицы.
Какую пользу приносят божьи коровки? (Поедают тлю).
Почему их называют перелетными жуками? (Предположения детей).
Воспитатель: Оказывается, в конце лета и осенью “коровки” летят на зимовку, а весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них остаются в наших краях.
Как вы думаете, где они спасаются от холодов и морозов? (Ответы детей). (Прячутся в трещинах, в прошлогодней траве, под комками, в щелях коры деревьев).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, божья коровка принесла нам конверт. Давайте посмотрим, что в нем? (Дети достают буквы е, в. н. а. с)
Игра: “Составь слово весна”.
(Пока дети составляют слово весна, воспитатель надевает костюм Весны).
Весна: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы приняли мое приглашение и нашли меня по моим следам. Молодцы! Я приглашаю вас поиграть со мной в русскую хороводную игру “Как под наши ворота”.
Хороводная игра: “Как под наши ворота”.
Как под наши ворота
Подливалася вода.
Ой, калина моя,
Ой, малина моя.
Подливалася вода,
Расстелилася трава.
Ой, калина моя,
Ой, малина моя.
Расстелилася трава,
Трава шелковая.
Ой, калина моя,
Ой, малина моя.
Весна: Молодцы! Я принесла вам картинки , которые напомнят нам о правилах поведения в природе. Предлагаю вам рассмотреть их и рассказать, о чем каждая из них нас предупреждает. (дети по - очереди рассказывают). А теперь возьмите каждый по одному запрещающему знаку и сопоставьте с картинкой.
(Надо быть очень осторожным, когда вы общаетесь с природой: не разорять муравейники, не ломать ветки деревьев, не срывать много цветов, не разрушать птичьих гнезд.)
А на прощание я хочу вам подарить знаки, которые вам будут напоминать, как надо дружить с матушкой природой. Расскажите об этом и своим друзьям.
Воспитатель: Ребята, гдебы вы ни были: в лесу, на лугу, в парке, на реке помните, что природу нашего края надо беречь и охранять.