Конспект комплексного занятия по социально-коммуникативному развитию с использованием технологии ТРИЗ "Спорится дело в руках работящих"
Конспект комплексного занятия по социально-коммуникативному развитию с использованием технологии ТРИЗ "Спорится дело в руках работящих"
Тема занятия:«Спорится дело в руках работящих».
Цель: формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.
Задачи:
образовательные: совершенствовать знания о необходимости и важности разных профессий;
обучающие: развивать умение рассказывать о благородном и труде помощника воспитателя; учить детей использовать в речи грамматически правильные распространенные предложения;
развивающие: развивать у детей воображение, ассоциативное мышление при использовании схематических моделей;
воспитательные: воспитывать в детях чувство уважения к нелегкому труду помощника воспитателя, желание облегчить ее труд.
Активизация словаря: трудолюбие, лентяй, лодырничать, славить Родину трудом, не покладая рук, хлопоты, не тужить, разбивать огород, за станком, план, схема.
Материал: кукла Кеша на кровати, иллюстрация к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны», иллюстрации о профессиях (учитель, повар, плотник, музыкант, портной, врач, продавец, художник, пожарник, милиционер), картинки (предметы по профессиям), схемы деятельности помощника воспитателя, стенд с изображением объектов деятельности помощника воспитателя, фонограмма песни «Будем мы белье стирать», элементы костюмов и предметы для драматизации (утюг, посуда, фартук, лекарства, ведро, грабли, корм цыплятам, корзина, грибы), жетончики-пословицы, заготовки открытки-приглашения.
Предварительная работа: беседы о необходимости труда в жизни человека, о трудолюбии; беседа о профессиях; дидактическая игра «Профессии»; чтение рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»; наблюдение за работой помощника воспитателя; ТРИЗ (работа со схемами); работа со стендом «Труд с нами рядом» (объекты деятельности помощника воспитателя); разучивание песни «Будем мы белье стирать»; заучивание стихотворения С.Михалкова «Важные дела»; знакомство с пословицами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект комплексного занятия по социально-коммуникативному развитию с использованием технологии ТРИЗ "Спорится дело в руках работящих"»
ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №370
КОНСПЕКТ
КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ
ТЕМА: «СПОРИТСЯ ДЕЛО В РУКАХ РАБОТЯЩИХ».
Место проведения: ДОУ № 370
Дата проведения: 29.11.2012
Подготовила : воспитатель средней группы
Остафийчук И.В.
г. ДОНЕЦК
Тема занятия:«Спорится дело в руках работящих».
Цель: формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.
Задачи:
образовательные: совершенствовать знания о необходимости и важности разных профессий;
обучающие: развивать умение рассказывать о благородном и труде помощника воспитателя; учить детей использовать в речи грамматически правильные распространенные предложения;
развивающие: развивать у детей воображение, ассоциативное мышление при использовании схематических моделей;
воспитательные: воспитывать в детях чувство уважения к нелегкому труду помощника воспитателя, желание облегчить ее труд.
Активизация словаря: трудолюбие, лентяй, лодырничать, славить Родину трудом, не покладая рук, хлопоты, не тужить, разбивать огород, за станком, план, схема.
Материал: кукла Кеша на кровати, иллюстрация к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны», иллюстрации о профессиях (учитель, повар, плотник, музыкант, портной, врач, продавец, художник, пожарник, милиционер), картинки (предметы по профессиям), схемы деятельности помощника воспитателя, стенд с изображением объектов деятельности помощника воспитателя, фонограмма песни «Будем мы белье стирать», элементы костюмов и предметы для драматизации (утюг, посуда, фартук, лекарства, ведро, грабли, корм цыплятам, корзина, грибы), жетончики-пословицы, заготовки открытки-приглашения.
Предварительная работа: беседы о необходимости труда в жизни человека, о трудолюбии; беседа о профессиях; дидактическая игра «Профессии»; чтение рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»; наблюдение за работой помощника воспитателя; ТРИЗ (работа со схемами); работа со стендом «Труд с нами рядом» (объекты деятельности помощника воспитателя); разучивание песни «Будем мы белье стирать»; заучивание стихотворения С.Михалкова «Важные дела»; знакомство с пословицами.
План занятия:
I. Организационный момент:
1. Кукла-Лентяй на детской кроватке.
2. Беседа о необходимости труда.
3. Чтение отрывка из стихотворения В.Лебедева-Кумача «Мы Родину славим трудом».
II. Основная часть:
1. Рассматривание иллюстрации из рассказа «Для чего нужны руки?», беседа о главной мысли.
2. Дидактичесая игра «Профессии»:
a) Какие профессии известны?
b) Какую пользу приносит каждый труд?
c) Что необходимо для изображенных профессий? Что перепутано?
d) Кем работают ваши родители?
3. Работа помощника воспитателя в детском саду:
a) Содержание работы в схемах;
b) Стенд «Труд с нами рядом» (панорама объектов трудовой деятельности помощника воспитателя)
Дидактическая игра «Сравни предметы»
4. Физкультминутка «Будем мы стирать белье» (пластический этюд).
5. Драматизация по произведению С.Михалкова «Важные дела».
III. Заключительная часть:
1. Пословицы о труде.
2. Стихотворение В.Брюсова «Работа».
3. Задание для практической деятельности дома (Заготовки открытки-приглашения в группу для куклы-Лентяя.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пожаловал (на кукольной кровати находится кукла). Это Кеша-Лентяй. Он пришел в группу, улегся набок и сказал, что он ничего не хочет и не любит делать. Кеша только обещает стать трудолюбивым, а на самом деле у него это никак не получается.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждому человеку необходимо трудиться, ведь именно труд приносит пользу и делает человека красивым. Как вы думаете, без чего человек не может жить?
Дети: Человек не может жить без воздуха, без воды, без хлеба.
Воспитатель: А еще человек не может жить без труда. Давайте поможем это понять нашему Кеше.
В лесах на горах, у морей и у рек –
Повсюду мы братьев найдем.
Везде, где русский живет человек,
Он Родину славит трудом…
II. Основная часть
Воспитатель(обращая внимание на иллюстрацию, расположенную намольберте): Ребята, из какого рассказа эта иллюстрация?
Дети: Эта иллюстрация из рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».
Воспитатель: По мнению героя рассказа Пети, для чего людям руки нужны?
Дети: Петя отвечал деду что руки нужны для того, чтобы в мячик играть, ложку держать, кошку гладить, камешки в речку бросать.
Воспитатель: А вы, ребята, как думаете: для чего нужны руки человеку?
Дети: Руками можно строить дом, рисовать картины, готовить вкусные блюда, управлять машиной, шить одежду, чинить кран, ремонтировать мебель, лечить людям зубы и т.д.
Воспитатель: Да, руки нужны человеку для того, чтобы трудиться. Руки должны быть трудовыми, рабочими, «которыми вся жизнь, весь большой свет держится».
Воспитатель(обращая внимание детей на подборку иллюстраций с изображением разных профессий):
Ребята, давайте посмотрим на эти иллюстрации и расскажем Кеше, какую пользу приносят люди разных профессий.
Дети поочередно называют профессии и говорят о назначении данного труда:
Воспитатель: Ребята, для каждой профессии нужны специальные предметы. Давайте проверим, все ли здесь правильно?
Дети перечисляют необходимые предметы для каждой профессии, находят ошибки.
Воспитатель: Знаете ли вы, кем работают ваши родители?
Дети называют профессии своих родителей.
Воспитатель: Ребята, каждая работа важна. Вы ходите в детский сад, где вас окружают заботой разные люди. Кто трудится в детском саду?
Дети перечисляют профессии детского сада.
Воспитатель: Рядом с вами всегда находится Анна Анатольевна, помощник воспитателя. С утра и до вечера, не покладая рук, она старается для вас.
Давайте об этом поговорим. У помощника воспитателя есть план-подсказочка для работы. Заглянем туда и расскажем, чем занята весь день Анна Анатольевна.
(Детям предлагается рассмотреть карточки-схемы, обозначающие различную деятельность помощника воспитателя, выбрать и отгадать значение каждой).
Дети берут поочередно карточки, перечисляя процессы труда:
поливает комнатные растения;
протирает пыль на шкафах;
помогает детям одеваться;
моет чашки;
заправляет кровати;
моет полы;
пылесосит ковры;
поливает растения на участке;
моет посуду;
моет игрушки;
смотрит за детьми;
поливает огород и цветник;
моет столы;
читает книжки;
протирает подоконники;
моет окна;
сушит зонтики;
проветривает группу;
создает хорошее настроение.
Одевает детей
Кормит детей
Моет посуду
Протирает пыль
Протирает подоконник
Моет полы
Протирает столы
Поливает огород
Поливает цветник
Поливает деревья
Проветривает помещение
Причесывает детей
Рисует плакаты
Читает книжки
Повышает настроение
Воспитатель(обращая внимание детей на стенд с изображением объектовдеятельности помощника воспитателя): Ребята, а вот и наша любимая группа. Здесь изображены все предметы, чего касаются золотые руки Анны Анатольевны. Давайте внимательно посмотрим и попробуем сравнить их.
Дети на выбор сравнивают и описывают пары предметов, например:
Это две чашки. Одна чашка большая, а другая маленькая. Большая чашка сиреневого цвета в белый горошек, а маленькая чашка – желтая с красным орнаментом. Маленькая чашка с блюдцем, а большая – без блюдца.
Это две кровати. Одна кровать большая, а другая – маленькая. На большой кровати полосатое покрывало, а на маленькой – клетчатое. На большой кровати высокая цветастая подушка, а на маленькой – низкая однотонная.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете свою группу. А помогаете ли вы Анне Анатольевне?
Дети перечисляют виды своей помощи по группе.
Физкультминутка
Воспитатель: Конечно, вы любите трудиться. Предлагаю вам показать Кеше, как вы стираете кукольное белье,а музыка нам поможет.
Дети поют песню «Будем мы белье стирать», изображая ее содержание:
1. Будем мы белье стирать,
Крепко пальчики сжимать.
Чистым станет все белье:
И мое, и твое.
Припев: Влево – вправо, влево – вправо,
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Влево – вправо, влево – вправо.
Чистота – вот наш девиз!
2. А теперь пора отжать,
Крепче пальчики сжимать.
Чистым станет все белье:
И мое, и твое.
3. Чтоб повесить – все встряхну,
И прищепкой защипну.
Дует ветер на белье,
На мое, и твое.
Воспитатель: Вот какие помощники в группе! Ребята, но ведь вы помогаете не только взрослым в детском садике, но и дома родителям. Давайте расскажем об этом Кеше, а он послушает и поучится трудолюбию.
Дети выбирают элементы костюмов для драматизации по мотивам стихотворения С.Михалкова «Важные дела»:
- Я без работы не сижу –
Сама в руках утюг держу.
- Я тоже дома, чем могу,
На кухне маме помогу!
- Сегодня бабушка больна,
Я дать лекарство ей должна.
- Мы разбиваем огород.
У нас немало с ним хлопот.
- Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят.
- Я собираю семена,
Корзинка, кажется, полна.
- В лесу мы бродим целый день,
И нагибаться нам не лень.
- Немало дела детворе!
В труде живем, не тужим мы.
Дела есть дома, во дворе,
А, главное – вот здесь, в «Жемчужинке».
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Кеша встал с постели, заинтересовался тем, о чем мы с вами говорили. Он, наверное, больше не будет лодырничать, а станет трудиться, ведь труд приносит пользу всем окружающим. Давайте поделимся с Кешей народной мудростью, ведь мы знаем много пословиц о труде. Они спрятаны в эти маленькие жетончики (воспитатель показывает детям условные цветовые модели, обозначающие пословицы). Давайте наполним сумочку Кеши этими пословицами – подсказками, чтобы он не забывал о необходимости труда в жизни человека.
Дети поочередно преподносят Кеше условные жетончики и произносят пословицы:
Хорошо трудиться – каждому пригодится.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Не спеши языком, торопись делом.
Только то и крепко, что трудом добыто.
Что с трудом дается, то люди и берегут.
Работа сердце веселит.
Труд горы сравнивает.
В труде счастье.
Счастье без труда не дается.
Дело мастера боится.
Труд кормит, а лень портит
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
Труд красит человека, а лень портит.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Воспитатель: Хорошие пословицы! Они пригодятся Кеше в жизни, как и полезное стихотворение-напутствие.
Ребенок читает стихотворение В.Брюсова «Работа»:
Великая радость – работа
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, -
Все счастье земли – за трудом.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами рассказали Кеше о важном труде помощника воспитателя, о вашей помощи ей. Наверное, мы исправили Кешу, и теперь он станет трудолюбивым. Наверное, он захочет придти к нам в гости еще. Давайте сделаем Кеше приглашение в виде открытки, где дорисуем и раскрасим фигуру нашей хозяюшки Елены Николаевны, а еще вы нарисуете те предметы, которые она облагораживает, за которыми она ухаживает.
Воспитатель раздает детям заготовки открытки-приглашения с контурным изображением фигуры помощника воспитателя.
Приложение к конспекту.
Рассказ Е.Пермяка «Для чего руки нужны»
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть,- ответил Петя.
- А еще для чего?- спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А еще?
- Чтобы кошку гладить.
- А еще?
- Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь большой свет держится.