kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».»






Конспект занятия

по развитию речи

в подготовительной группе

на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».



Автор: Сафонова Ольга Петровна



Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковской игрушки, хохломской посуды используя прием мнемотехники, развивать у детей способность анализировать, сравнивать детали, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Развивать уважение и интерес к декоративно - прикладному искусству.


Материал: изделия дымковской, филимоновской, хохломской, гжельской, Городецкой росписи, мнемотехно карты по дымковской и хохломской росписям, декоративное изображение птиц – хохломской, гжельской. Городецкой, карточки с элементами декоративных росписей на каждого ребенка, картинки с изображением последовательности изготовления дымковской игрушки и хохломской посуды на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание изделий дымковских, филимоновских, хохломских, гжельских, городецких.


Ход занятия.

- Ребята, где ваши мамы делают покупки?

- В магазине, на базаре.

- Правильно, а вот раньше на Руси проводились веселые, шумные ярмарки.

На ярмарках торговали всем и помногу. Если мука – то мешками, если дрова- то телегами. А еще на ярмарках торговали изделиями, изготовленными своими руками.

- Изделия сделанные умельцами называли по названию той деревни или города, в котором жили мастера.

« Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое « Дымково назвали»

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые

А волшебно- расписные,

Белоснежные, как березки

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

- О какой росписи рассказывается в стихотворении?

- А как называются игрушки этих умельцев?

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят

Синим, по белому чудо творят.

- О каких умельцах говорится в этом стихотворении?

- Как называют посуду?

Хохломская роспись, алых ягод роспись,

Отголоски лета в зелени травы!

Рощи, перелески шелковые всплески,

Солнечно-медовой золотой листвы!

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудесней наша хохлома.

- Что расписывали хохломской росписью?

( сахарницы, солонки, горшки, ковшики, ложки и другую деревянную посуду)


Свистульки – петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные!

Всем по нраву глиняные забавы.

- О каких мастерах рассказывалось в стихотворении?

( о филимоновских)

- Почему вы так думаете?

( потому что они жили в деревне Филимоново и делали глиняные свистульки)



Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки…

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар- птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят.


- Как называлась роспись, которой расписывали деревянные прялки, кухонные доски и другие изделия? ( Городецкая)

-Ребята, скажите, какие мастера делали глиняные игрушки?

( дымковские и филимоновские)

Чем отличаются дымковская барышня от филимоновской?

( росписью)

- У дымковской росписи ( точки, кружочки, волнистые и прямые линии).

- У филимоновской – прямые линии.

-Они по- разному лепятся : голову дымковской барышни прилепляют на конус, а голову филимоновской – вытягивают.

-после обжига дымковские игрушки, покрывают белой краской, а филимоновские игрушки становятся белыми из-за особого состава глины.

- Дымковские игрушки расписываются кисточкой, а филимоновские гусиным пером.

- На ярмарках продавали не только игрушки сделанные своими руками, но и посуду. Из чего делали гжельские умельцы посуду?

( из глины)

- Какие цвета использовали при росписи посуды гжельскими мастерами?

( синий и голубой)

- На Руси изготовляли не только глиняную посуду, а еще мастерили ее из дерева.

- Как назывались умельцы, которые расписывали деревянную посуду?

( хохломские)

- Какие элементы использовали в хохломской росписи?

( трава, цветы, листья, ягоды, птицы)

-Как называются элементы Городецкой росписи? (Городецкие изделия расписываются « розанами», « купавками», листьями, и оживляют листья и цветы черной или белой линией, которая называется « оживкой» )

- Молодцы ребята, вы знаете, как отличаются одни изделия народных умельцев от других. А вот сможете, сложить картинки дымковских и Городецких мастеров. Сейчас мы с вами поиграем « Чья команда выложит картинку быстрее?»

- А теперь давайте вспомним, как изготавливают мастера из дымковской слободы свои изделия?

( Провожу, тренинг, слухового и зрительного восприятия. Показываю по очереди карточки и рассказываю, а дети помогают.)

- Вначале мастера берут ( картинка – буква «Г» ) глину и смешивают ее с песком (картинка – желтый прямоугольник), затем начинают лепить игрушки: барышень (картинка- барышня), коней ( картинка- конь), петухов ( картинка- петух). Во время лепки они все время сглаживали фигурку и места соединений водой ( картинка – вода), чтобы глина не трескалась. Готовые изделия оставляют сохнуть. А в это время умельцы растапливают печь березовыми дровами ( картинка – березовая роща), чтобы огонь был жарче. В печь ( картинка –горящая свеча) помещают фигурки для обжига. Когда в печь попадал холодный воздух, игрушки начинают звенеть ,как колокольчики

( картинка – колокольчик). После обжига они становились легкими ,как перышко (картинка – перо), Когда игрушки остывали, мастера разводили мел ( картинка – буква « М») и молоко ( картинка – корова) и покрывали фигурки этим раствором. Краски разводили с яйцом ( картинка пасхальные - расписные яйца) и раскрашивали беличьей кистью (картинка – белка). Один и тот же узор никогда не повторялся. Невозможно было найти две одинаковые фигурки. Чтобы укрепить красочный слой, изделия покрывали тонким слоем яичного желтка ( картинка - желтый круг). И вот яркая и веселая игрушка готова.

- Ребята, давайте вспомним, как изготовляли мастера хохломскую посуду.

- Вначале мастера вырезали из дерева (картинка – ложка) ложки, тарелки (картинка – тарелки),чтобы дерево не впитывало краску, покрывали льняным маслом( картинка – буква « М») , натирают алюминиевым порошком ( картинка - ), расписывали ( картинка – смородины), еще раз покрывали льняным маслом (картинка – буква « М»)и обжигают (картинка- свечки горящей), после обжига посуда становилась золотистая.

- На столе разложите последовательность изготовления дымковской игрушки и хохломской посуды.

- Молодцы, последовательность изготовления изделий народных мастеров, вы знаете, а загадки про росписи, отгадаете?

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и бараны смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары, и рыбы,

А ну назови-ка меня! ( Дымка)


Снежно – белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми. ( Гжель)


Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. ( Хохлома)


- Да, загадки отгадали правильно. Посмотрите на этих птиц, к какой народно- декоративной росписи относится каждая птица.

- У вас на столах лежат карточки, на которых перепутались элементы декоративных росписей. Разложите « узоры», чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи.

- Ребята, вы правильно разложили элементы росписи. А сейчас я вам предлагаю расписать любое изделие.





http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-podgotovitelnoy-gruppe-na-temu-laquo-beseda-s-detmi-o-vidah-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-raquo-849948


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сафонова Ольга Петровна

Дата: 10.11.2017

Номер свидетельства: 438122


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства