Конспект занятия по развитию речи на тему "Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –к-, -ик-, -чик- на основе лексической темы "части тела""
Конспект занятия по развитию речи на тему "Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –к-, -ик-, -чик- на основе лексической темы "части тела""
Цель: формирование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –к-, -ик-, -чик-.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Коррекционно-развивающие:
- развивать словотворчество и дальнейшее совершенствование языкового чутья: чуткость к слову и его формам;
- развивать фонематическое восприятие путем выделения слова из текста;
- развивать память, мышление, внимание и воображение детей.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитать чуткое отношение к другим детям, умение работать в коллективе.
Оборудование: Две куклы (большая и маленькая), текст русской народной песенки «Петушок», предметные картинки (игрушки большие и маленькие).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи на тему "Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –к-, -ик-, -чик- на основе лексической темы "части тела""»
Конспект занятия по развитию речи
(средняя группа)
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –к-, -ик-, -чик- на основе лексической темы «части тела»
Цель: формирование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –к-, -ик-, -чик-.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Коррекционно-развивающие:
- развивать словотворчество и дальнейшее совершенствование языкового чутья: чуткость к слову и его формам;
- развивать фонематическое восприятие путем выделения слова из текста;
- развивать память, мышление, внимание и воображение детей.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитать чуткое отношение к другим детям, умение работать в коллективе.
Оборудование: Две куклы (большая и маленькая), текст русской народной песенки «Петушок», предметные картинки (игрушки большие и маленькие).
Ход работы
I. Организационный момент.
Цель: создание эмоционального настроя.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Рассматривание маленькой куколки и придумывание ей ласковых имен каждым ребенком.
- Посмотрите, у нас в гостях сегодня две красивые куклы, одна маленькая, другая большая. Давайте все вместе придумаем для них имена.
Цель: учить употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы в именах.
- Например, большая кукла Катя, а маленькая Катенька.
- _______.
Большая Маша – а маленькая (Машенька);
Большая Даша - а маленькая (Дашенька);
Большая Лена -а маленькая (Леночка);
Большая Соня -а маленькая (Сонечка);
Большая Оля -а маленькая (Олечка);
Большая Ира -а маленькая (Ирочка);
Большая Ксюша -а маленькая (Ксюшенька);
Большая Наташа -а маленькая (Наташенька);
Большая Нина -а маленькая (Ниночка);
Большая Аня -а маленькая (Анечка);
Большая Таня –а маленькая (Танечка);
Большая Галя -а маленькая (Галочка).
- Молодцы, красивые имена придумали.
III. Игра «скажи ласково» — договаривание предложений.
1. Рассматривание частей тела кукол, сравнение, проговаривание.
Цель: учить пользоваться уменьшительно-ласкательными суффиксами, называя части тела.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «скажи ласково». Внимательно посмотрите на Катю и Катеньку, я буду показывать часть тела куклы, а вы должны будете назвать ее ласково. Например:
У Кати большая голова. -А у Катеньки маленькая (головка).
У Кати большое лицо. -А у Катеньки маленькое (личико).
У Кати большой нос. -А у Катеньки маленький (носик).
У Кати большой рот. -А у Катеньки маленький (ротик).
У кати большое ухо. -А у Катеньки маленькое (ушко).
У Кати большие руки. -А у Катеньки маленькие (ручки).
У Кати большие ноги. -А у Катеньки маленькие (ножки).
У Кати большой живот. -А у Катеньки маленький (животик).
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
2. Игра «Два, две»
- Я буду называть одну часть тела, а вы сколько таких частей есть у каждого человека.
Глазик - два глазика;
Щёчка - две щёчки;
Плечико - два плечика;
Ручка - две ручки;
Ножка - две ножки;
Ушко – два ушка.
- Молодцы!
IV. Игра «Подарим игрушки Кате и Катеньке»:
а) с картинками, на которых изображены игрушки, отличающиеся только размером;
Цель: учить дифференцировать размеры (большой - маленький).
-Ребята, Кате и Катеньке нравится, когда им дарят подарки. Сейчас мы рассмотрим картинки, на которых нарисованы подарки и подарим их нашим гостям.
- Смотрите, это большая матрешка, я подарю ее Кате, потому что она большая, а это маленькая матрешка, ее я подарю маленькой кукле Катеньке. Попробуйте теперь вы, ребята. Начинай, _________. Молодец!
-Нашим гостям все подарки понравились. А пока Катя и Катенька разглядывают свои подарки, мы с вами отдохнем.
V. Физкультминутка.
Цель: снятие усталости и напряжения, выработка четких движений во взаимосвязи с речью.
- Вставайте все из-за парт, проведем с вами небольшую зарядку.
Раз — руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два — три нагнулись, пол достали
А четыре — прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
VI. Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением из русской народной песенки «Петушок»:
Цель: развивать фонематическое восприятие.
- Отдохнули? Садитесь ровно, внимательно слушайте стишок про петушка.