Предварительная работа: Знакомство с поэтом С.Я. Маршаком, заучивание стихотворений с использованием мнемотехники, беседа о весне.
Мотивационно-побудительный этап: Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. А можно ли поприветствовать гостей молча? Как? Кивком головы, при помощи рук. Давайте попробуем.
Оказывается, руки умеют разговаривать. Давайте посмотрим на них, они похожи? Какие руки у девочек и у мальчиков? А еще, какие бывают руки? Что могут делать добрые, злые руки? Вы любите свои руки? А за что? Мы все очень любим свои руки. Ведь они могут всё, даже творить чудеса.
Что за чудо – чудеса
Раз рука и два рука
Вот ладошка правая
Вот ладошка левая
И скажу вам, не тая
Руки всем нужны друзья
Сильные руки – не бросятся в драку
Добрые руки - погладят собаку
Умные руки - умеют лечить
Чуткие руки – умеют дружить.
Возьмитесь за руки, ощутите тепло рук ваших друзей, которые сегодня будут вам добрыми помощниками.
Организационно-поисковый этап: Ребята посмотрите здесь, чьи то следы и лужицы. Интересно кто к нам приходил? И как светло стало в группе. Раз, два, три за окошко посмотри. В гости к нам пришла весна деток радует она?
Здесь весна шагала быстрыми шагами
И сугробы таяли под её ногами
Лужи и проталины на снегу видны
Видно очень тёплые ноги у весны.
Давайте пойдём по весенним лужицами следам, интересно, куда они нас приведут.
Мы по лужицам шагаем
В лужи ножкой наступаем
Шлёп- шлёп - шлёп – шлёп
Принесла весна потоп (звуки птиц)
А вот и весенняя проталина. Давайте присядем на тёплый песочек. Потрогайте, почувствуйте тепло песка, согретого весенним солнышком. Подвигаем пальчиком по песку. Что вы ощущаете? Я ощущаю маленькие песчинки. Давайте вспомним, что бывает весной? (дети отвечают) Я предлагаю нарисовать пальчиком, ребром ладони, кулачком весенние явления и признаки. Изобразим сначала, как заплакали сосульки. Как называется это явление? (капель) Капель звенит кап- кап- кап. А теперь побежали ручейки и запели свою песенку Жур- Жур- Жур. На дорогах лужи - кулачком. А какие насекомые е появятся скоро? Что происходит в лесу с приходом зимы? Пробирается медведь сквозь лесной валежник, прилетели птицы давайте покормим птиц стали птицы песни петь, и расцвел подснежник а еще какие цветы первыми появляются, давайте сделаем грядки для растений (ребром ладони). А теперь предлагаю изменить свой рисунок. Давайте спрячем наши изображения. Наберите в ладони песок, приподнимите вверх и медленно высыпайте его на рисунок, наблюдайте, как сыпется песок. Вот ваш рисунок и спрятан.
Ребята я слышу, чьи то шаги. К нам кто то торопиться. Кто это? Апрель. Как вы думаете, почему он пришёл к нам. Какие мы ещё знаем весенние месяцы. Апрель приглашает нас к себе в гости, а эти волшебные дудочки покажут нам дорогу. Как дудочка играет? Вытянули губки и дудим на дудке.
Дудочка привела нас на апрельское телевидение. Посмотрите здесь видео послание (мнемотаблица видео версия). Что- то напоминает мне оно наши рисунки. Много художественных произведений написано о весне здесь зашифровано одно из них. Для начала вспомним жанры литературы (сказки, рассказы, стихи). Назовите особенности этих жанров. То пишет стихи (поэты), рассказы, сказки (писатели). Давайте вспомним и назовём знакомых писателей и поэтов. Обратите внимание на портрет писателя кто это (С.Я. Маршак). Какие произведения Маршака вам знакомы? (Почта, сказка о глупом мышонке, сказка об умном мышонке, кошкин дом, рассказ о неизвестном герое, пожар и т.д.) Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением С.Я.Маршака «Апрель»,которое и спрятано в этой таблице.
Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Апрель».
Вопросы по содержанию стихотворения.
-К какому жанру относиться данное произведение?
-Как догадались?
-Как называется стихотворение и кто его автор?
-Где происходили весенние явления и события в стихотворении? (во дворе, на полях, на дорогах, в лесу)
-Что происходило во дворе?
-Что происходило на полях?
-Что происходило на дорогах?
-Что происходило в лесу?
-Что такое валежник? (опавшие стволы деревьев и их части)
-Когда выйдут муравьи?
-Что такое стужа (сильный холод)
-Что ещё происходило в апреле?
Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.
Чтение с паузами в виде игры «Я начну, а ты продолжи», «Цепочка» хоровое и индивидуальное чтение по строчке, живая мнемотаблица.
Выразительное чтение детьми с опорой на мнемотаблицу.
-Чьё прочтение стихотворения вам понравилось больше и почему? (дети анализируют)
Рефлексивно-коррегирующий этап: Все вы очень старались и получаете вот такие хвалилки от апреля. А нам пора возвращаться: встали, сели, повернулись, в детский сад мы все вернулись.
-Какое настроение вызвала у вас прогулка? Дети делятся впечатлениями, вспоминают что узнали нового.