Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему "Вода и природа".»
Конспект познавательно-исследовательской деятельностив средней группе «Вода и природа»
Цель:
Создать целостное представление о воде как о природном явлении.
Расширять знания детей о неживой природе, о ее влиянии на живое.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды.
Развивать речь детей,
Обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, желание защищать и охранять ее.
Ход познавательно- исследовательской деятельности.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель:
— Дети, отгадайте загадку:
«Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я, кто я такая?»
Дети: — Вода.
Воспитатель:
— Для чего нужна вода?
Дети:
— Вода нужна для того, чтобы пить, готовить еду, стирать, купаться, поливать цветы,…
Воспитатель:
— Ребята, кому, кроме человека, еще нужна вода?
Дети:
— Вода нужна животным и растениям.
Воспитатель:
— Для чего им нужна вода?
Дети:
— Чтобы пить и расти.
Воспитатель:
— Где же животные и растения берут воду?
Дети:
— В ручье, в пруду, пьют из лужи, идет дождь.
Воспитатель:
— Дети, а кто нам прочтет стихотворение о пользе дождя?
Ребенок читает стихотворение А. Босева «Дождь»
— Теплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил:
Вымыл крышу у скворечник,
Вымыл ягоды черешни…
Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко.
Воспитатель:
— Да, ребята, вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям.
А давайте с вами посмотрим, какая же она, вода?
Дети подходят к столам и садятся.
Посмотрите, у вас стоит в стакане молоко. Какого оно цвета?
Дети:
— Молоко белого цвета.
Воспитатель:
— Посмотрите на воду. У нее есть цвет?
Дети:
— Нет, у воды цвета нет.
Воспитатель:
-Значит, вода – бесцветная. Какая вода?
Предлагаю детям бросить в воду игрушку.
Воспитатель:
— Видна ли вам игрушка? Почему?
Дети:
— Хорошо видна, потому, что вода прозрачная.
Воспитатель:
-Ребята, выпейте глоток воды. Какая она на вкус? ( Если дети затрудняются, задаю вопросы: горькая? Сладкая? Кислая?
У воды нет вкуса. Она безвкусная. Вот какая интересная вода: прозрачная, бесцветная, безвкусная. Вода нужна всему живому.
Физкультминутка :
-Маленькие цветы (дети сидят, наклонив головы) грустят, они давно не пили. Пришел садовник, полил цветы, цветы растут (дети встают, тянут руки вверх) и радуются. Потом пошел дождик, цветы обрадовались еще больше. Дети хором читают потешку:
« Дождик, дождик, припусти,
Дай цветочкам подрасти.
Лей, лей веселей,
Землю матушку полей!»
Воспитатель:
— Ребята, а вы знаете, что вода еще и волшебница. Давайте проведем опыты и узнаем, что же она может делать? (Лью воду в стакан).
— Что делает вода?
Дети:
-Вода льется.
Воспитатель, выливая воду в тарелку:
— Что происходит с водой?
Дети:
— Вода разливается.
Воспитатель:
— Правильно, дети, вода может литься и разливаться, потому что вода – жидкость.
Ребята, у вас на столах лежат геометрические тела, как они называются?
Дети называют.
Воспитатель:
— Возьмите их в руки. Они изменили форму?
Дети:
— Нет.
Воспитатель:
— Давайте посмотрим, какую форму имеет вода. Какая форма у воды в бутылке?
Дети:
— Форма бутылки.
Воспитатель:
— Налейте воду из бутылки в стакан. Как изменилась форма воды?
Дети переливают воду:
— Вода имеет форму стакана.
Воспитатель:
— Значит, вода не имеет своей формы, а принимает форму посуды, в которую налита.
Вода может еще и превращаться. Вчера я поставили воду в морозильную камеру. Посмотрите, что произошло с водой?
Дети:
— Вода замерзла и превратилась в лед.
Воспитатель:
— Вода была жидкой, а лед?
Дети:
-Лед твердый.
Воспитатель:
— Какую форму имеет лед?
Дети:
— Лед похож на кубики и пластинки.
Воспитатель:
— Правильно, форма льда зависит от того, в какие сосуды мы наливали воду. Что вы еще можете сказать о льде?
Дети смотрят через пластинки и отмечают, что лед прозрачный, холодный.
Предлагаю подержать кубики льда в руках. Что происходит со льдом?
Дети:
— Лед тает и превращается в воду.
Воспитатель:
— Во что может превращаться вода?
Дети:
— Вода может превращаться в лед.
Воспитатель:
— Что мы сегодня узнали о воде?
Дети:
— Вода бесцветная, прозрачная, безвкусная.
Воспитатель:
— Вот сколько интересного мы с вами узнали о воде. Без воды никто не сможет жить на Земле. Вода, чистая, прозрачная, без цвета и запаха, нужна людям, животным, рыбам, птицам, растениям. Вода- волшебница. Она может превращаться в лед. Чтобы воды всегда всем хватало, ее надо беречь. Нельзя лить воду просто так на землю, нельзя бросать в реки и озера мусор. Ведь не зря о воде говорят: «Водица- царица, всем помощница».