Просмотр содержимого документа
«Конспект по ИЗО " Дымковская барышня" с использованием интерактивной доски SMART Board»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад №12» города Перми
Конспект занятия в подготовительной группе на тему
«Роспись дымковской игрушки»
Подготовила воспитатель 1 категории Сидельцева В.В. Цель: Приобщение детей к народной культуре через рисование узоров дымковской росписи.
Задачи:
Образовательная: Продолжать знакомить дошкольников с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветов и элементов.
Обучающая: Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). - Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.
-Учить детей составлять на смарт- доске варианты оформления дымковских барышень. Учить перетаскивать заданное изображение (кокшник, воротник, кофту, детали украшения юбки) на силуэт.
Развивающая: Развивать чувство восприятия цвета при составлении узора из нескольких элементов. Дать возможность варьировать различными заливками элементов, для наиболее выразительной цветопередачи.
Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, желание творить, помогать другим детям.
Оборудование: рисунки дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; альбом с различными народными росписями, гуашь, краски, кисточки, ватные палочки, вода, салфетки, заготовки для росписи, таблицы элементов росписи, зарисовка их на гравюре-карточке, зубочистки, подставки для кисточек, электронные носители со спокойной рус.нар. музыкой, смарт-доска, письмо с просьбой.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о происхождении дымковской игрушки, рассматривание альбомов с различными народными росписями, картинки с дымковскими игрушками; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке, игра в дидактическую игру «Угадай роспись» .
План (30 мин.)
Организационный момент. 3 мин.
Теоретическая часть. Работа со смарт-доской. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 10 мин. (физминутка 2 мин)
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход занятия.
Дети заходят в группу, садятся на стулья, воспитатель показывает им письмо от детей другой группы.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от детей другой группы, у них случилась беда – однажды к ним на занятие прилетела злая фея Чернокисточка и закрасила часть картинок в черный цвет в альбоме народных росписей. Дети просят у нас помощи помочь им восстановить альбом , нарисовать недостающие узоры с картинками и отправить им обратно. Поможем этим детям?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что это за альбом и чего в нем не хватает….
(Достает из письма альбом и листает, показывая разные народные росписи. Дети называют их - хохломская, жестовская, мезенская, городецкая, гжель, филимоновская. Какой росписи не хватает?
Дети: Дымковской росписи.
Воспитатель: (достает из конверта черные листочки) А вот и испорченные листочки злой феей Чернокисточкой, которая закрасила дымковскую роспись в черный цвет. Что же нам делать? (Ответы детей).
Воспитатель: Предлагаю на смарт-доске вспомнить элементы дымковской росписи. (Дети смотрят, воспитатель показывает). Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.
Дети: Точка, волнистая линия, круг, клетка.
Воспитатель: А теперь давайте возьмем эти черные рисунки и за столами каждый нарисует тот элемент, который ему больше всего понравился.
( Дети за столами рисуют зубочисткой на гравюре понравившийся элемент дымковской росписи, звучит рус.нар.музыка). Рассматривают рисунки.
Воспитатель: Такими узорами раскрашивали много дымковских игрушек. Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня. Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. (показывает картинки на доске). И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова. Для альбома мы сегодня с вами раскрасим дымковской росписью барыню- самый распространенный образ этой росписи. Посмотрите на этих барышень: чем они друг на друга похожи?(на смарт- доске)
(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены). Дети по очереди выходят к смарт- доске и работают с одним слайдом в обычном режиме, остальные дети смотрят порядок действия на большом экране. «Одевают» барышню в одежду и придумывают ей узоры. Когда все готово, воспитатель предлагает детям на столах взять заготовки для росписи и начать работать.
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской барышни. Давайте поможем нашим барышням, разрисуем их наряды. Пусть они гордятся и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, краски какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? (Красного, желтого, оранжевого, голубого, синего, зеленого, розового).
- Как, можно сказать про эти цвета? Это цвета какие? (Яркие, нарядные, веселые, праздничные).
Постарайтесь сделать наши рисунки яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов. Старайтесь аккуратно выполнять работу, набирая краску на кончик кисточки. Не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом, кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла. А теперь, подумайте, каким узором вы распишите своих барышень. Можно пользоваться образцами.
(Тихо звучит спокойная народная музыка. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ).
«Гимнастика для пальчиков»
Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Вращаем кисти рук)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Мы старались, рисовали,
Наши пальчики устали. (Сжимаем-разжимаем кисти рук)
А теперь мы отдохнем (Встряхиваем кистями)
Рисовать опять начнем. (Потираем руками)
Постучали. (Стучим кончиками пальцев по парте)
Повертели. (Круговые вращения кистью)
И работать захотели. (Потираем руками)
(Подводя итог, воспитатель хвалит детей, отмечает особенности их работы.)
Воспитатель: Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Дымковская барышня Посмотри, как хороша Эта девица-душа,
Щечки алые горят, Удивительный наряд.
Наша художественная мастерская закрывается. Вот сколько ярких, веселых рисунков получилось! Пусть пока они высохнут на столе, а после обеда мы с вами положим их в альбом и отправим детям, которые просили у нас помощь.