Просмотр содержимого документа
«Конспект ознакомление с художественной литературой С. В. Михалков "Ошибка"»
Программное содержание:
-Ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы.
-Раскрытие и уточнение понятия: трусость. Создание у детей отрицательного или положительного отношения к поведению главных персонажей басни.
-Развитие речи.
-Обогащение и активизация словаря.
Цель: формировать умение отличать басню от других жанров художественной литературы, понимать ее нравственное значение и смысл.
Задачи:
Воспитательные: - воспитывать чуткость к образному строю языка басни; - воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских отношениях. Образовательные: - помочь детям узнать в прочитанном произведении С. В. Михалкова «Ошибка» знакомый литературный жанр; - учить детей определять, в чём заключается мораль;
-продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок;
формировать представления о С.Михалкове как о баснописце;
-учить детей эмоционально воспринимать содержание басни; - учить самостоятельно высказываться на основе сформированных лексических, грамматических навыков; - учить детей отвечать на вопросы по басне; - совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; - активизировать слова «мораль», «лесть», «комплимент»; Развивающие: - стимулировать развитие мыслительных способностей детей; - развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать; - развивать коммуникацию и личностное взаимодействие детей друг с другом; - способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Предварительная работа
-Чтение детям басни И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций.
-Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам.
-Чтение и анализирование пословиц, поговорок.
Оборудование
- Портрет С. В.Михалкова.
- Книга с баснями С. В. Михалкова .
- Иллюстрации и картинки к басне «Ошибка»
Ход деятельности
- Ребята, мы каждый день с вами читаем сказки и рассказы. Напомните, в чем их отличие друг от друга? (Ответы детей.)
- Хорошо, молодцы. А сегодня мы с вами почитаем басню. Кто-нибудь знает, что называют басней? (Басня – короткий рассказ в стихах или прозе, всегда нравоучительный. Действующими лицами обычно являются животные.) Самым известным баснописцем является Иван Андреевич Крылов. Мы с вами знакомы с его басней «Ворона и Лисица».
-Михалков Сергей Владимирович тоже написал много басен. Сегодня мы познакомимся с его произведением, басней «Ошибка». Слушайте внимательно, а потом скажите, каких людей высмеивает в басне поэт.
Чтение басни «Ошибка».
Анализ произведения
- Кто главные герои басни? Каким словом можно охарактеризовать зайца? (Ответы детей)
- О чем он думал, когда просил львиные клыки? Получил ли заяц то, что хотел. Почему?(Ответы детей)
-Басня называется «Ошибка».Как вы думаете ,почему? Только журавль ошибся? В чём ошибка зайца?(Ответы детей)
- Иногда о человеке говорят: «Эх, заячья душа!» Что означает это выражение? Сможете ли вы сами назвать какие-либо выражения, которые указывают на боязнь, трусливость?
Душа в пятки ушла; дрожит, как осиновый лист; несется без задних ног. (Ответы детей с обсуждением каждого выражения)
Физминутка «Зайцы»:
Скачут, скачут во лесочке Зайцы – серые клубочки. (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.) Прыг – скок, прыг – скок – Встал зайчонок на пенек. (Прыжки вперед – назад) Всех построил по порядку, стал показывать зарядку. Раз! Шагают все на месте. Два! Руками машут вместе. Три! Присели, дружно встали, На носочках поскакали. На четыре потянулись. Пять! Прогнулись и нагнулись. Шесть! Все встали снова в ряд, Зашагали как отряд.
- Продолжим нашу беседу проходите на стульчики и немного поиграем. Игра «Кто лишний?» На доске висят картинки с героями басни и другими животными .Дети должны выбрать лишние картинки .
-Ребята, а как вы думаете , какая пословица подошла бы к нашей басне «Ошибка» (Ответы детей)
-А в народе говорят : «Волков бояться –в лес не ходить. Давайте вместе повторим и запомним. О трусливых хвастунишках есть и другая поговорка «Воин – сидит в кустах и воет».Заяц то, наш думал, что с львиными клыками он легко победит лису, а на деле испугался. Так и трусы думают, что они храбрые ,как воины, а на деле – сразу в кусты .
Итог.
- Ребята, вам понравилось сегодняшняя беседа? Что нового мы узнали? Какие новые пословицы мы сегодня узнали?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 УНИВЕРСИТЕТСКАЯ г ЛИПЕЦКА