Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по познавательной деятельности в средней группе: «Воздух и вода»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 комбинированного вида»
Конспект ООД по познавательной деятельности в средней группе:
«Воздух и вода»
Составила воспитатель:
Королева В.В.
г. Мончегорск
2018г
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать
словарь. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами.
Задачи:
Образовательная:
познакомить детей со свойствами воды и воздуха, без цвета, без запаха (прозрачная), без вкуса, принимает форму емкости, в которую ее наливают.
Закрепить знания детей о значении воды и воздуха в жизни человека.
Обучать детей проведению элементарных опытах, закреплять умение работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
Развивать социальные навыки, умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отсаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Развивающие:
Развивать у детей фонематический слух, активизировать и обогащать словарь ребенка.
Материалы к занятию: мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.
Ход деятельности:
- Ребята! К нам сегодня придут необычные гости – Мыльный Пузырь и Капелька. Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Но вначале поиграем
Часть 1
А чтобы четко говорить, надо с пальчиком дружить. Упражнение с пальчиками.
ДОЖДИК ПЕСЕНКУ ПОЁТ КАП, КАП, КАП
ТОЛЬКО КТО ЕЁ ПОЙМЁТ КАП,КАП,КАП
НЕ ПОЙМЁТ НИ Я НИ ТЫ,
ДА ЗАТО ПОЙМУТ ЦВЕТЫ
И ВЕСЕННЯЯ ЛИСТВА И ЗЕЛЁНАЯ ТРАВА
ЛУЧШЕ ВСЕХ ПОЙМЁТ ЗЕРНО –
ПРОРОСТАТЬ НАЧНЁТ ОНО КАП,КАП,КАП
РЕБЯТА, ОТГАДАЙТЕ - КА ЗАГАДКУ!
Шар земной внесли в автобус, Оказался это… (глобус)
- Что изображает глобус? (Планету) - Как называется наша планета? (Земля) - А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (Солнышко) - Солнце – это планета? (Звезда) - В какое время суток она нам светит? (Днем)
- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли.
- Чего больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны.
Может быть, кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море…)
-РЕБЯТА, а Капелька принесла ведёрко, но не простое, а с загадками.
Воспитатель обращает внимание детей серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.
Люди ждут меня, зовут, А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Пушистая вата Плывёт куда-то, Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облако)
Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Воспитатель прикрепляет на доску карточки с рисунками (ответы на загадки).
Воспитатель:Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п.), в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской)? Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Часть II.
Практическое экспериментирование
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в волшебников и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Свойство 1:вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная
Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.
Свойство 2:вода прозрачна и не имеет собственной формы
Опыт 4.
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком. – Что заметили?
Дети высказывают своё мнение:в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды:чистая вода прозрачна.
Опыт 5.
Воспитатель:А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.
Воспитатель:Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку. Ответы детей. Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды:в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
Физминутка « Тучка и капельки»
Ребята, а мыльный пузырь тоже приготовил для вас загадки:
Загадки про воздух
А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают серебристые рыбы, это самолеты. Догадались? - Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле. - Вот мы и поговорим сейчас о воздухе. - Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно). А что еще прозрачное есть в нашей комнате (стекло). - А что еще прозрачным может быть? (вода) - А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод).
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер). Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)
Ребята, а с воздухом еще можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше? - А сейчас мы с вами продолжаем фокусы.
Игра «У кого птичка будет красиво подниматься высоко» Упражнение на дыхание.
Поставим птичку перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на птичку. Удерживаем её под углом. Дуем сильнее и видим, как она красиво отлетает вверх.
- А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчики с трубочками и таз с мыльной водой. При помощи этих предметов, мы увидим воздух.
Опыт 1: - Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в тазу ? (пузырьки) - Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)
- А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде) - Давайте проверим.
Опыт 2: - Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (бумага) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух и он не пускает воду и бумага осталась сухой) Значит и здесь есть воздух.
- Мыльный пузырик принес нам волшебную коробочку , а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Пузырик хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой) - Ребятки, что мы увидели? (пузырьки) - И еще что? (он утонул) - А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет) - А почему он не тонет? (потому что он легкий)
Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.
Итог: - Ребятки, о чем мы говорили сегодня? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? (Ребята рассказывают о том, что интересного они узнали).