Конспект образовательной ситуации с элементами ТРИЗ "Освобождение бусинок из ледяного плена"
Конспект образовательной ситуации с элементами ТРИЗ "Освобождение бусинок из ледяного плена"
Задачи НОД: сождать условия для расширения представлений детей о свойствах льда-тает в воде; развивать мышление при выборе способа действия; развивать эмпатию, желание помочь другим; стимулировать сомостоятельное формулирование выводов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Материал: замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребенка.
Предварительная работа: знакомство со свойствами воды, снега, опытно-экспериментальная деятельность: «Вода жидкая, она течет», «Вода прозрачная», «Снег тает, превращается в воду»; наблюдение за снегопадом, игры со снегом.
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода -
Неподвижна и тверда.
- Что же случилось с водой?
Предполагаемые ответы детей:
- она превратилась в лед;
- наверное, это было зимой, и она замерзла;
- вода превратилась в лед от мороза.
- Верно. Вот и я несла вам в садик бусы, уронила их в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?
- Нужно освободить бусинки из плена!
- А как можно освободить бусинки из плена?
Дети выдвигают предположения.После того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо - плохо"
Например: - можно погреть их в руках, они теплые, лед и растает
(хорошо - лед растает, и бусинки освободятся;
плохо - руки замерзнут);
- можно отогреть в варежках (хорошо - лед тоже растает, и бусинки освободятся; плохо - варежки намокнут);
- можно положить на батарею (долго придется ждать);
- можно отковырнуть ножом, только нужно попросить взрослых, а то поранишься;
- можно положить в теплую воду, там лед растает;
- можно просто оставить в группе - у нас тепло.
- Выберем три предложения (гипотезы) и проверим их:
- поставить на батарею;
- погреть в руках;
- положить в теплую воду.
Воспитатель помогает детям разделиться на три группы и проверить свои гипотезы.Затем воспитатель предлагает детям сделать выводы.
- быстрее всего бусинки освободила теплая вода;
- я своим теплом погрела, и бусинки оттаяли, - только руки замерзли;
- на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.
Дети убирают свои рабочие места.
- Вы все молодцы! Предлагаю вам поиграть в игру «Освободим бусинки».
- Вы все будите бусинки - вставайте в круг. После моих слов:
«Шла зимой я в детский сад,
Несла бусы для ребят,
Вдруг рассыпались они,
В ледяной попали плен, Надо их спасать теперь».
Дети-бусинки разбегаются по группе и «замерзают».
- После того, как я дотронусь до «бусинок» рукой, они «освобождаются» из плена, и снова собираются в «бусы».