Материал и оборудование : сундук с реквизитами, отдельные фотографии с изображением членов семьи, родословная, куклы (тряпичная, куклы – обереги)
Ход занятия.
Организационный момент.
По старинному убранная комната. Бабушка сидит около сундука и держит чётку (тасбих). На сундуке большой замок. Девочки и мальчики заходят к бабушке и здороваются.(Ололар8ы ололау – ололо6то5 билд13е, кесел1р8е кесел19 – кеселекте5 билд13е) . Почитание старших, уважение младших – это признак воспитанности и культуры. Давайте поздороваемся с гостями (На башкирском и русском языке).
Дети проходите , садитесь. Посмотрите внимательно на сундук. Обратите внимание на замок. Вам интересно, что там внутри.
Сундук так не откроется. Отгадаете загадку – сундук откроется.
Кто загадки отгадает
Тот родных своих узнает.
Все родные с кем живёте ,
непременно вам друзья,
Вместе вы одна ( семья)
Воспитатель: молодцы, эти люди живут в ваших семьях, слушаем и отгадываем.
Кто стирает, варит, шьёт.
На работе устаёт.
Просыпается так рано?
Лишь заботливая …(мама)
Воспитатель: Правильно. Послушайте ещё одну загадку.
Кто научит гвоздь забить
И подскажет, как быть смелым, сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете , ребята
Это наш любимый …(папа).
Воспитатель : Правильно, молодцы. А давайте ребята покажем всю семью на ладошках.
Пальчиковая гимнастика«Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – это я,
вот и вся моя семья.
Воспитатель: Раз загадку отгадали, то я вам открою сундук и покажу, что же там хранится.
Из сундука достаётся фотоальбом , разглядывают фотографии, узнают своих мам и рассказывают о них.
Беседа (опрос 2-3 детей )
- Как зовут твою маму? Как мама называет тебя ласково?
- Кто ты для мамы? Какая она? (ласковая, добрая, красивая)
- А как вы помогаете маме по дому? Кто ты для папы? Какой он? (сильный, умелый, ловкий)
- Как зовут твою бабушку? Кто ты для бабушки? Что умеет делать бабушка?
В конце беседы с ребёнком фотографии прицепляем в коврограф.
2. Физкультминутка:
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
3. Чтение стихов . Воспитатель. Я знаю , что вас любят ваши близкие. А как вы относитесь к ним, давайте выучим стихи.
Мама – солнышка, цветочек, Мама нас ласкает,
Мама – воздуха глоточек, Солнце согревает.
Мама – радость, мама смех, Солнце, как и мама,
Наши мамы лучше всех. Лишь одно бывает.
Ладушки, ладушки.
Где были ? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Молочко.
Воспитатель:
В сундуке у нас ещё что – то осталось. Что же это такое? Кукла! ! ! Это моя игрушка, которую сшила ещё моя бабушка давным - давно. Ой, ещё маленькие куклы – рукавички.
Игра с рукавицами. Поставить рукавицы по убыванию возраста. В игрушечный домик ставятся рукавички по возрасту( дедушка, бабушка, мама, папа, девочка, мальчик)
Воспитатель: Ну вот и что же у нас получилось? Какая семья? ( большая )
(Может быть игра) «Чьи вещи». Проверим ,как вы любите своих мам, всё ли знаете о них. На столе лежат вещи ваших мам ,нужно быстро подойти к столу и найти вещь своей матери и показать нам.
Рефлексия. О чём мы сегодня говорили? Какие бывают семьи? Как нужно жить в семье?
Итог: Наш народ гостеприимный, добрый. В сундуке у нас ещё остались подарки, давайте по традиции наших дедов и бабушек поздравим гостей с праздником мам и подарим им наши подарки (дарятся куклы – обереги) Эти куклы – обереги пусть охраняют вас и вашу семью от бед, несчастий и дурного глаза.