1. закрепить знание детьми признаков осени, способствовать развитию умения обозначать эти признаки моделями;
2. уточнить представления об эмоциях грусти и радости, о зимующих и перелетных птицах, цветах, деревьях;
3. создать условия для развития внимания, памяти, мышления, воображения;
4. способствовать развитию коммуникативных навыков, умения работать в паре.
Этап | Содержание |
I. Организационный этап | Дети садятся полукругом у доски. Рядом расположены еще две магнитные доски, стол. На одной из магнитных досок – карточки-признаки осени, на другой будет составляться модель об осени. |
II. Основной этап |
1. Чтение письма от осени | Воспитатель: - Ребята, сегодня я пришла на работу и обнаружила в нашей группе вот такое письмо (показывает конверт, украшенный осенними листьями). Здесь написано: «Ребятам группы "Винни-Пух "». Давайте прочитаем письмо и узнаем, кто нам его прислал. Письмо: Здравствуйте, ребята! Пишу вам письмо, потому что мне очень-очень грустно. Настала моя пора, а никто, как будто, мне и не рад. Теплолюбивые птички забеспокоились: «Холодно! Нужно лететь вслед за летом в теплые края!». И вот уже ранним утром к югу потянулись стаи перелетных птиц. Деревья тоже загрустили, увидев, как опадают их листья. Люди ворчат, что небо покрыто серыми тучами, и часто идет дождь. Отцветают, замерзают последние цветы, вянет и желтеет трава. Никто мне не рад! Воспитатель: - Ребята, вы догадались, от кого это письмо? (Ответы детей) Какое это письмо по настроению: грустное или радостное? Воспитатель предлагает прикрепить на доску пиктограмму грусти. Воспитатель: - Ребята, почему осень грустит? Дети: - Осени кажется, что ей никто не рад (если дети затрудняются с ответом, воспитатель еще раз читает первые два предложения) Воспитатель предлагает детям определить, что грустного произошло в природе осенью. Для этого он читает каждое предложение (начиная с 3-го), по одному. После чтения предложения ребенок называет признак осени, о котором говорится в предложении, находит на доске карточку с данным признаком и прикрепляет под пиктограммой грусти. Воспитатель: - Ребята, я предлагаю сегодня сделать красивую папку про осень и показать осени, что все рады ее приходу. Воспитатель прикрепляет на доску пиктограмму радости. |
2. Работа с признаком осени «Отлет птиц» Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы» | Воспитатель: - Ребята, осень грустит, что птицы улетают в теплые края (показывает на 1-ю карточку). Все ли птицы улетают на юг? (Ответ детей) – повторение понятий «зимующие» и «перелетные» птицы. Давайте поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы»! Воспитатель показывает карточку с изображением птицы. Если птица перелетная – дети подпрыгивают, делая взмах руками. Если зимующая – приседают. Давайте сложим эти карточки в нашу папку (воспитатель раздает детям по одной карточке, дети подходят к столу и по очереди складывают карточки в карман, садятся на стульчики). Воспитатель: - Ну вот, мы и показали осени, что не все птицы улетают вслед за летом в теплые края! Воспитатель показывает карточку-признак и спрашивает: «Это грустно или радостно, что не все птицы улетают от нас?» (Ответы детей) Карточка прикрепляется под пиктограммой радости. |
3. Работа с признаком осени «Листопад» Дидактическая игра «С какого дерева лист?» | Воспитатель: - Ребята, помните письмо осени? Она говорит, что деревья загрустили, увидев листопад (показывает на 2-ю карточку). Почему деревьям не стоит грустить? Дети: - Потому что весной у них вырастут новые листики. А опавшие листья будут защищать корни деревьев от зимнего холода. Воспитатель: - И мы с вами тоже во время прогулок любовались листопадом и собирали осенние листья. Посмотрите, какие красивые фотографии получились! (Воспитатель прикрепляет на доску фотографии детей – с листьями). Что мы делали с листьями? (Собирали букеты, играли, делали поделки, подметали листья) Найдите карточку, показывающую, что можно делать из листьев (один из детей подходит к доске и берет нужную карточку). Это веселое или грустное занятие? Карточка прикрепляется под пиктограммой радости. Воспитатель: - Ребята, я тоже собрала листочки и засушила их. Давайте, определим, с какого дерева упал этот листок. Воспитатель показывает лист, дети называют дерево. Воспитатель: - Понравилась вам эта игра? Я думаю, что осени она тоже понравится. Давайте сложим листики в нашу папку. |
4. Работа с признаком осени «Хмурое небо, дождь» | Воспитатель: - Ребята, не забывайте про письмо! Осень нам пишет, что людям не нравится хмурое осеннее небо, и что часто идет дождь (показывает на 3-ю карточку). Что хорошего и радостного можно найти в дожде? Посмотрите на доску, найдите карточку, которая подходит к дождю («Можно гулять под красивым зонтиком»). Один из детей берет карточку с изображением зонтика и прикрепляет ее под пиктограмму радости. |
5. Работа с признаком «Осенние цветы» Дидактическая игра «Назови цветок» | Воспитатель: - Осень нам написала, что отцветают, замерзают последние цветы, вянет и желтеет трава. Но нам с вами все-таки удалось найти осенние цветы и полюбоваться ими (воспитатель прикрепляет на доску фотографии детей – с цветами). Давайте вспомним, какие цветы мы видели. Воспитатель показывает карточку с изображением цветка, дети называют и прикрепляют карточку к соответствующей фотографии. Цветы: астра, георгин, бархатцы, петуния. Воспитатель: - Давайте сложим картинки с осенними цветами в нашу папку. Осени будет приятно увидеть, какие красивые осенние цветы мы нашли. |
6. Обобщение материала занятия | Воспитатель обращает внимание детей на составленную модель «Грустное и радостное в осени». Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Как вы думаете, мы смогли показать, что осенью бывает не только грустно, но и весело? - Почему осенью бывает грустно? (Один ребенок рассказывает по карточкам-признакам). - А почему осенью бывает радостное настроение? (Рассказ ребенка по модели) - Давайте сложим эти карточки в нашу папку, соберем фотографии и отправим осени, чтобы она тоже увидела, что осенью бывает не только грустно, но и радостно (один из детей собирает «грустные» карточки, другой – «радостные», третий – фотографии, всё складывается в кармашки внутри папки). |
7. Оформление лэпбука | Воспитатель: - Ну вот, наша папка готова! Только мне, ребята, кажется, что чего-то не хватает! Посмотрите, какой красивый конверт был у осени. Наверное, и нам нужно как-то украсить нашу папку?! Предлагаю тоже наклеить на нее осенние листочки. Дети делятся на пары. Во время звучания песни каждая пара украшает фломастерами одну заготовку листка, затем дети подходят и приклеивают свой листочек на папку (на двусторонний скотч) |
III. Заключительный этап | Воспитатель дает оценку проделанной детьми работе, выделяет, что ему особенно понравилось в работе детей |