Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по нравственно патриотическому воспитанию " Что может герб нам рассказать" в подготовительной группе»
Конспект НОД по нравственно патриотическому воспитанию
" Что может герб нам рассказать" в подготовительной группе.
Задачи. Закрепить представления детей о значении герба, как символа города. Дать детям знания о том, что герб может быть историческим, профессиональным и экологическим. Учить детей " читать" герб, самостоятельно давать характеристику городу, его основной профессии, природным богатствам и истории. Развивать умение самостоятельно создавать герб родного города, обосновывать свой выбор символов при составлении герба. Воспитывать в детях чувство гордости за родной город, за родную страну, уважение к её жителям, любовь к природе, интерес к истории. Активизировать словарь за счёт слов: государственный символ, герб, названия городов, рыцарь....
Материал: карта России, ноутбук, проектор, экран, слайд презентация о родном городе, изображение гербов России, кольцебросы, 2 палочки - лошадки, силуэты необходимые для составления герба.
Предшествующая работа: знакомство с гербом родного города, Брянской области, Москвы, составление детьми личного герба, совместно с родителями семейного герба, экскурсия с детьми к кадетскому корпусу и к памятнику основателям города Клинцы.
Ход.
Ребята, в какой стране мы с вами живём? А вы знаете, что самая большая страна в мире Россия, наша Родина? Посмотрите какую огромную территорию она занимает ( показываю на карте границы России), читаю стихотворение.
" Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля
Леса и степь и горы
Раскинулась моя земля
От севера до юга
Когда в одном краю весна -
В другом снега и вьюга".
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по всей нашей огромной стране - России. Вы удивлены? Ведь наша страна такая огромная, что для того, чтобы доехать из Москвы до Дальнего Востока на поезде, нам понадобится целых 10 дней. Но я предлагаю совершить нашу поездку с помощью фантазии. Что может быть быстрее и удивительнее нашей с вами фантазии.
И так, начинаем наше путешествие. Первая наша остановка - город Иваново. Город Иваново находится совсем недалеко от города Москвы. Давайте на минутку закроем глаза ( дети закрывают глаза, звучит мелодия " Пряха", появляется пряха в русском костюме с прялкой в руках и присаживается в стороне). Представим себе уголок русской земли. Вот леса дремучие, вот поля просторные, вот луга медовые, а вот виднеются купола церквей старинного русского города. Слышите, какая нежная мелодия доносится из города? Открывайте глаза. Мы прибыли. Смотрите, кто нас встречает. Давайте поприветствуем хозяюшку русским поклоном.
Дети здороваются.
- Здравствуйте, дети! Вы к нам в гости или проездом?
- Мы путешествуем по городам России. Ваш город первый на нашем пути. Не расскажете ли нам, чем славен ваш город?
- О том, чем знаменит наш город, вам наш герб может рассказать. Посмотрите не него внимательно, что на нём изображено? Воспитатель просит детей ответить на вопросы. Кто изображён на гербе? Что она делает? Для чего нужны нити? Для чего нужны ткани?.
- Действительно, уже много лет Иваново славится своими пряхами и ткачихами. А русские ивановские ситцы известны на весь мир. Посмотрите какие они красивые.
Дети рассматривают образцы ситцев.
- Спасибо вам, хозяюшка, за гостеприимство да за интересный рассказ.
- Желаю вам увлекательного путешествия. Да смотрите, как к другому городу подъедете, не забудьте на его герб взглянуть. Свой герб есть у каждого города. Герб вам всё о городе расскажет.
Пряха уходит.
Ну, а мы отправляемся в дальнейший путь. В своих фантазиях мы можем передвигаться на чём угодно. На чём например? ( ответы детей).
Далее дети передвигаются в соответствии с выбранным транспорта.
- Внимание, мы приближаемся к какому - то городу. Остановка. Давайте рассмотрим герб этого города. Что на нём изображено? ( наковальня, щипцы, молот). Кому нужны эти инструменты? ( кузнецу). Дети наверняка ответят, что жители этого города кузнецы, на что воспитатель даёт своё объяснение. В наше время таких кузнецов, которые работают по старинке, с молотом и наковальней, осталось не так уж много. Теперь их заменили заводы с машинами и автоматами. Наверняка в городе Кузнецке есть заводы и фабрики, работающие с металлом, который так нужен жителям России.
- Ребята, а вы обратили внимание на то, о чём нам рассказывают гербы городов, в которых мы побывали? ( о профессиях людей, живущих в этих городах, о том, чем славятся эти города).
- А теперь продолжим наше путешествие. На чём мы отправимся? ( из предложенных вариантов выбрать автобус).
- На автобусе путешествовать очень интересно. А чтобы путь не казался длинным, можно время скоротать за хорошей беседой. Давайте с вами немного поговорим.
- Кто из вас знает, какой формы чаще всего бывает герб? ( форма щита).
- Кто первый решил разукрашивать щиты и для чего? ( первыми рисовать на щитах придумали рыцари, для того чтобы в бою по рисунку на щите можно было отличить своих от чужих).
- Когда рыцарское войско захватывали чужой город, как они показывали, что в городе теперь новые хозяева? ( они вешали над воротами свой щит, а старый выбрасывали).
- Почему сейчас, когда рыцарей давно нет, гербы городов продолжают рисовать в форме щита? ( чтобы показать, что город находится под защитой жителей, что жители всегда готовы отстоять свой город).
- Да, ребята, нелегко приходилось нашим предкам. всегда приходилось быть готовыми к защите родного города. Поэтому богатырские дружины в свободное время много упражнялись в силе, ловкости. Давайте и мы с вами поучаствуем в богатырских играх.
Эстафета. Дети делятся на две команды.
1 задание. Проскакать на палочке - лошадке.
2 задание. Бег обручей.
3 задание. Накинуть кольцо.
Но не только о профессиях могут рассказать гербы. посмотрите на гербы вот этих неизвестных вам городов. О чем они могут вам рассказать? Выставляется панно с гербами, главной темой которых является природа.
Эти гербы рассказывают нам о том, что жители этих городов очень дорожат, гордятся своей природой и, конечно, берегут её. В этих гербах можно увидеть всё разнообразие природы нашей страны.( описать несколько гербов, чтобы дети видели разнообразие и богатство природы родного края).
А теперь продолжим наше путешествие. Мы подъехали ещё к одному городу. Это город Козельск - город древний, с богатой историей. Давайте рассмотрим его герб. Что на нём изображено? ( щиты и кресты). Чтобы мог означать этот герб?
Появляется сказочница.
Сказочница. Здравствуйте ребята. Что вы такие озадаченные стоите перед гербом города Козельска?
Воспитатель. Здравствуйте, сказочница. Мы с ребятами путешествуем по городам России и по гербам стараемся догадаться, чем славен город. Есть города, которые славятся своими тружениками, есть города, которые дорожат природой. А что означает этот герб, мы разгадать не можем.
Сказочница. Дело в том, что особо древние города России старались на своём гербе рассказать историю города. Герб города Козельска рассказывает нам о печальной истории, произошедшей в этом городе много - много лет назад.
" Давным - давно на землю Русскую напали войска хана Батыя. Много городов покорил хан. И вот на его пути стал город Козельск. А правителем города оказался князь Василий Титыч. Да вот беда. Василий Титыч был ещё совсем ребёнком. Так получилось, что родители его умерли и пришлось ребёнку стать князем. Когда хан Батый окружил город, он предложил жителям сдаться самим и выдать своего маленького князя. Но жители рассудили по - другому. Они решили попытаться спасти Василия и вышли из города на бой с врагом. Одна часть горожан должна была вступить в бой, а другая - попытаться убежать вместе с князем. Но врагов оказалось очень много, завязалась кровавая битва, погибли все. И маленький князь тоже. Эту историю и рассказывает герб. Его красный цвет напоминает о кровавой битве, щиты - о попытке горожан защитить князя, а кресты - о том, как горожане остались верны своему долгу."
Очень много городов могут рассказать вам какую нибудь историю.
Выставляется панно с историческими гербами.
Воспитатель. Среди этих гербов есть нам знакомые. Ребята, какие истории, рассказанные гербами, вы знаете. Дети рассказывают историю Москвы. ( о святом Георгии).
Ну вот подходит к концу наше путешествие. Мы увидели с вами, какие трудолюбивые люди живут в России, как богата природа и история нашей Родины. Пора нам возвращаться в наш родной город. Воспитатель просит детей ответить на вопросы:
Как называется наш город?
А есть ли герб у нашего города?
О чем говорит красный цвет на гербе?
Что означает пушка?
Что ещё изображено на гербе и что это обозначает?
Вы любите свой город?
Гордитесь ли вы его жителями?
Давайте ещё раз полюбуемся нашим родным городом ( просмотр слайдов).
А сейчас ребята, я вам предлагаю пофантазировать и самим придумать новый герб нашего города. Помните, что каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что - то очень дорогое для себя. Это может быть ремесло которым он славится, то чем город гордится, чем он хочет отличиться, что он хотел бы сохранить в памяти народной на века.
Дети делятся на две команды, им предлагаются готовые силуэты. Напомнить детям, что символов должно быть не более 2-3, нужно выбрать самое главное. По окончании работы каждая команда рассказывает о своём гербе.