Конспект НОД по лепке в старшей группе «Божья коровка» Цель: Развивать навыки лепки из пластилина и мелкую моторику рук. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Задачи: Учить детей передавать в лепке характерные особенности жука (тело, голова и крылья овальной формы, коротенькие тонкие лапки; круглые маленькие пятнышки на крыльях); закрепить приёмы скатывания и раскатывания, сплющивания, присоединения частей. Развивать внимание, образное и логическое мышление, наблюдательность. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к животному миру и природе. Материал и оборудование: пластилин, дощечки, салфетки, стеки, картинки тли, божья коровка. Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание божьей коровки на прогулке. Ход занятия Рассказ воспитателя: "По дороге в детский сад я услышала разговор деревьев, они стали себя очень плохо чувствовать — заболели. Я прислушалась к ним и услышала вот такую историю; (Звучит мелодия пения птиц). Наступила весна. Все деревья стали просыпаться и радоваться солнечному теплу (показать руками как деревья колышутся под теплым ветерком; пальчиками — как шелестят молоденькие листочки, звук: "ш — ш — ш", пению птиц, хлопотам зверей, щекотливому ползанию по веточкам насекомых (пальчиками пробежаться по одной руке от ладошки к плечу, затем другой рукой; все действия выполняются воспитателем вместе с детьми). Но вдруг стало тихо. В лес пришел волшебник злой. Он ужасный и большой. Он руками замахал. И всех вокруг заколдовал. Наступила страшная тишина (давайте ее послушаем) и только слышно, как своими маленькими челюстями кто–то поедает молоденькие веточки, почки и листочки (постукивание пальчиками по столу). Их становилось все больше и больше, челюсти их работали все быстрее и быстрее, чавканье становилось все громче и громче (более быстрое и громкое постукивание, а листочков на деревьях становилось все меньше и меньше. Деревья заболели, загрустили, веточки поникли, листочки пожухли (показать руками и пальчиками — опустив их вниз). Увидев такие деревья, я очень испугалась, ведь если не останется живых деревьев, то что может произойти? (ответы детей: воздух будет грязным, дышать будет трудно, люди заболеют, негде будет прятаться в тень, не будет плодов, птицам негде будет вить гнезда и т. д.) И тогда я спросила у деревьев, как нам можно помочь. Они сказали, что есть такое хищное насекомое, которое не причиняет никому вреда, кроме вредителям деревьев – тли (показать картинку) которые и причиняют деревьям боль и вред. Дальше у них уже не было сил что-либо сказать, но зато они успели мне передать вот эти листы бумага. Если мы сумеем правильно их сложить, то узнаем, кто же может выручить и помочь всем деревьям. Игра «Собери пазлы». Дети складывают разрезную картинку: божья коровка – симпатичный маленький жучок. Рассматриваем ее части тела: Черная маленькая овальная головка и побольше туловище красное с черными точками, их всего семь, поэтому божью коровку еще называют жук — семиточечник. Маленькие коротенькие ножки. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать, даже на большие расстояния: у неё есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневатые полупразрачные, подкрылья. Вспоминаем, как он передвигается (ползает, летает). Предложить детям изобразить жука, полетать по группе и пожужжать ("ж — ж — ж"). Как не удивительно, но эти милые и беззащитные насекомые – хищники! Они поедают других насекомых, очень вредных для растений и поэтому приносят пользу людям. Послушайте стихотворение. Божья коровка. Божья коровка, алая спинка Уцепилась ловко коровка за травинку Вверх неспешным ходом Ползёт по стебельку. К пахнущему мёдом Яркому цветку. Поедает быстро Коровка вредных тлей И цветок душистый Спасибо скажет ей! Теперь мы знаем, кто нам может помочь. Вот пришли друзья — детишки. Озорные шалунишки. Стали думать и решать. Как же всех расколдовать, Чтоб заклятье злое снять Надо помощь оказать. - А, может ли один жучок справиться со всей армией тли, которая напала на деревья? Что же нам делать? (вылепить еще жучков). Практические действия изготовление жука. Как будем лепить? Определить последовательность лепки и закрепить приемы; скатать шарик и сплющить с одной стороны; затем черную овальную головку; красные крылышки — скатать шарик и расплющить его: с одной стороны, стекой разрезать на две равные части. На крылышки гречкой нанести семь точек; ножки – тонкая колбаска разделенная, на шесть равных частей и соединить с брюшком по три с каждой стороны. Вот и готов наш жук — семиточечник. Давайте посадим жука на ладошку и подняв к солнцу, прочитаем ему потешку. Божья коровка Божья коровка, Черная головка Улети на небо. Принеси нам хлеба Черного и белого. Только не горелого! А теперь, ребята, давайте посадим наших жучков, на листочки и пусть они расправятся, со всеми вредными насекомыми, такими как тля, чтоб снова в нашем городе и лесах были слышны звонкие песни птиц и стали наши деревья здоровыми. Вот злого волшебника мы прогнали и всех вокруг расколдовали. Ребята, а если вы встретите жука — семиточечника вы будите его обижать, ловить, давить? Почему? После ответов детей звучит стихотворение: Никого не обижай. Никого не обижай – Ни пчелу, ни мушку. Ни улитку, ни жучка — темненькое брюшко. Ни кузнечика, в траве скачущего ловко. Ни блестящую в листве Божию коровку. Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого. Ни за что, и никогда не обижай живого! |