Предварительная работа: беседа о птицах, чтение художественной литературы, стихов, рассматривание иллюстраций, наблюдение за птицами на прогулке, подкормка птиц.
Ход НОД
Воспитатель обращает внимание детей на книгу «Что мы видели зимой» (или иллюстрацию «Зимняя прогулка») и предлагает ее рассмотреть.
- Мы с вами каждый день ходим гулять. Скажите, что вы видели на участке? (Снег, лед, под ножками. Это водичка замерзла и пр.)
- Каждый день на прогулке мы наблюдаем за погодой, еще за кем мы наблюдали? (За птицами)
- Какие птицы прилетали к нам на участок? (Голуби, воробьи, ворона, снегирь)
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с птицами на мольберте и предлагает рассмотреть их.
- Посмотрите, каких птиц вы узнали на картинках? (Дети называют птиц)
- Дети давайте посмотрим, чем похожи птички? Что у них общего? (У птиц есть два крыла, две лапки, клювик, два глаза и перышки)
- А для чего птицам клювик? (Чтобы клевать)
- Зачем птицам нужны крылья? (Чтобы летать)
- Покажите, как птички летают и клюют. (Дети показывают, воспитатель убирает все иллюстрации с мольберта и предлагает детям сесть на стульчики)
- Молодцы! Дети, правильно вы сказали, у птичек есть много общего, они похожи, но есть и различия. Давайте посмотрим на этих птичек.
(Выставляет картинки: голубь и воробей)
- Чем эти птички отличаются друг от друга? (У них разные перышки, длинные и короткие. Перышки разногоцвета. Голубь - большой, а воробей – маленький)
- Покажите, какой голубь большой, (дети показывают) а воробей – маленький (Дети показывают)
- Как поет голубь, какие звуки он издает? А воробей? (Дети изображают «Гру - гру - гру», «Чик - чирик»
- Вы правильно заметили, у всех птичек две лапки, два глаза, клюв, но оперение (перышки) у птиц разного цвета и поют птицы по - разному.
- Дети, давайте вспомним, чем питались птички, когда было тепло? (Червячками, букашками - насекомыми).
- Сейчас зима, холодно, все насекомые попрятались и спят до весны. Как же сейчас птицы могут доставать корм, чем питаться? Кто должен позаботиться о них? (Мы заботимся).
- Верно, птиц зимой люди могут подкармливать, и тогда им будет легче пережить холодную, морозную зиму.
- Дети, посмотрите, что я вам приготовила. (Показывает корм для птиц)) - Здесь зернышки разные. Пшено, семечки. А это хлеб, который некоторые дети недоели во время завтрака и обеда.
- Из хлеба можно сделать крошки, ведь клюв у голубя, воробья маленький и им удобнее будет клевать хлебные крошки. (Предлагает детям размять руками хлебные кусочки).
- Все что мы приготовили для птиц, можно назвать одним словом.
Корм.
- Куда же мы положим этот корм? На снег нельзя , он провалиться, на дорожках тоже снег… Куда же нам его положить, чтобы птицам было удобно его клевать? (Ответы детей)
- А положим мы корм в кормушку. Посмотрите, какую кормушку я приготовила. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем гулять, повесим её на дерево и будем смотреть, как слетятся птицы.
- У меня есть особенный корм на тарелке – это кусочки сала. Любит такой корм птичка-синичка (показывает иллюстрацию с синицей)
- Чем синица отличается от других птиц? (У неё желтая грудка)
- Дети, теперь вы знаете, что о птицах надо заботиться зимой. Если птицам будет голодно зимой, они не смогут пережить морозную погоду. Воспитатель читает стихотворение