Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте Тема: «Поможем Незнайке» подготовительная к школе группа»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение № 4 «Солнышко» города Дубны Московской области
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по обучению грамоте
Тема: «Поможем Незнайке»
подготовительная к школе группа
Воспитатель:
Голубева Маргарита Павловна
КОНСПЕКТ НОД
ОО «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы
«Поможем Незнайке»
Программные задачи:
Продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нём; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошёл со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высоком тополе увидела ворону. У неё в клюве был какой-то листок бумаги. И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и листок упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела. И вот, что я увидела. (Воспитатель достаёт записку с каракулями). Видите, ребята, какая-то бумажка с непонятными буквами. Из всех букв я узнала только одну, написанную внизу. А вы узнали эту букву?
Дети: Это буква «Н»
Воспитатель: А как вы думаете, что она может обозначать?
(Дети рассуждают)
Воспитатель: Может быть, это первая буква чьего-либо имени? Какие имена вы знаете, которые начинались бы на звуки «Н» и «Нь»?
(Дети отвечают)
Воспитатель: А имя нашего друга, Незнайки, с какого звука начинается?
Дети: Со звука «Нь»
Воспитатель: Ребята, мне кажется, это Незнайка прислал нам такую записку. Ведь он кроме буквы «Н» никакой другой не знает. Но непонятно, что он хотел нам написать?
Когда я пришла в нашу группу, то увидела на столе конверт. (Воспитатель берёт его).
Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь какое-то письмо. Сейчас я его прочитаю: «Вы найдёте своего друга, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, знаете ли вы звуки, буквы, умеете ли читать, составлять схемы предложений. Поспешите! Баба Яга!»
Ребята, коварная Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе с Незнайкой может случиться беда. Вы готовы помочь ему? Тогда давайте посмотрим, что же это за задания?
Задание 1. Д\и «Третий лишний». Найдите лишний предмет. (Три карточки с изображением белки, бабочки, бубна. Что лишнее и почему?)
Задание 2. Соедините слово со схемой, к которой оно подходит. (Слова: КОТ МЕЛ ЛИСА). (К слову ЛИСА нет схемы. Одна схема не подходит ни к какому слову).
Воспитатель: Ребята, а давайте выложим схему к слову ЛИСА. (Каждый ребёнок самостоятельно выкладывает схему. Затем один у доски делает звукобуквенный анализ слова).
Задание 3. Игра «Буква спряталась» (Белка, Книга,Бабочка )
Физкультминутка Игра «Скажи по-другому» (на ковре с мячом)
- дом из кирпича - … - заяц из пластмассы - …
- игрушка из бумаги - … - хвост лисы - …
- ведро из железа - … - дом из брёвен - …
- ложка из дерева - … - стакан из стекла - …
- коробка из картона - … - кукла с карими глазами -
- девочка с голубыми глазами - … - игрушка на ёлке - …
- ваза из глины -… - шляпа из соломы -…
- кукла из резины -… - крепость из камня -…
- рукавицы из шерсти -… - шуба из меха - …
Задание 4. Составить предложение по картинке (Сюжетная картинка под которой нарисована схема предложения из трёх слов).
Воспитатель: Из скольких слов должно состоять предложение? Почему?
(Дети отвечают и придумывают предложения).
Задание 5. Воспитатель читает предложения из одного, двух, трёх слов. Дети показывают соответствующие схемы.
Задание 6. Игра «Будь внимательным»:
- выбери картинку, в названии которой звук «ч» в начале слова (часы)
- выбери картинку, в названии которой есть звук «О» (ножницы, ромашка)
- выбери предмет, в названии которого один слог (стул)
- сколько слогов в слове КОЛОКОЛЬЧИК (4)
- выбери картинку, в названии которой звук «ч» в середине слова (очки)
- сколько слогов в слове КОТ
- выбери предмет, в названии которого два слога (книга, кукла)
- выбери картинку, название которой начинается на согласный звук
- выбери картинку название которой начинается на гласный звук (очки)
- выбери ту картинку, в названии которой звук «А» в конце слова (кукла, белка, книга, ромашка)
Воспитатель: Ну что же, ребята, все задания Бабы-Яги мы выполнили. Значит, Незнайка где-то здесь. Давайте поищем его. А поможет нам его найти игра «Горячо - холодно».
(Дети ищут и находят Незнайку)
Воспитатель от имени Незнайки: «Ребята, как я рад вас видеть!».
Воспитатель: А что случилось?
Незнайка: Я заблудился в лесу и попал к Бабе-Яге. Мне удалось послать вам записку. Вы прочитали её?
Воспитатель: Нет, Незнайка, как же мы можем её прочитать? Ведь там одни каракули. И чтобы найти тебя, ребятам пришлось немало потрудиться. Баба Яга приготовила нам трудные задания, но дети справились с ними. Они придумывали слова со звуками «Н» и «Нь», составляли схемы слов, предложений, находили лишнее слово,
Незнайка: Я тоже хочу всему этому научиться.
Воспитатель: оставайся у нас, и ребята всему тебя научат!
- дом из кирпича - … - заяц из пластмассы - …
- игрушка из бумаги - … - хвост лисы - …
- ведро из железа - … - дом из брёвен - …
- ложка из дерева - … - стакан из стекла - …
- коробка из картона - … - кукла с карими глазами -…
- девочка с голубыми глазами - … - игрушка на ёлке - …
- ваза из глины -… - шляпа из соломы -…
- кукла из резины -… - крепость из камня -…
- рукавицы из шерсти -… - шуба из меха - …
Б
Е
К
А
К
И
Г
А
Б
А
О
Ч
К
А
Вы найдёте своего друга, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, знаете ли вы звуки, буквы, умеете ли читать, составлять схемы предложений. Поспешите! Баба Яга!