Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности Художественное творчество (рисование) «Дымковская лошадка» в подготовительной к школе группе»
Конспект непосредственной образовательной деятельности Художественное творчество (рисование) «Дымковская лошадка» в подготовительной к школе группе
Цель: учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки). Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии). Подбирать краски (сочетание цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная). Упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и чёрточек концом кисти.
Развивающие: развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Материал и оборудование: иллюстрации дымковских игрушек (для демонстрации, лошадки из соленого теста, (можно силуэты), таблицы с изображением элементов дымковской росписи, рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи. Разучивание стихов по теме.
.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек, а каких отгадайте:
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Посмотри, как хороша, эта девица-душа
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет.
Песню тихую поет.
О каких игрушках идет речь в этих стихах? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках.
Воспитатель: А творчеству дымковской росписи более 400 лет. Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. (Дети повторяют название). Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют). Их можно узнать по этим красивым узорам. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю. Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных предметов. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки, (показываю детям дымковские игрушки)
Воспитатель: - Сегодня мы с вами попробуем себя в роли таких же мастеров и украсим дымковскую игрушку. Ребята, скажите, какие дымковские игрушки вы знаете? Назовите их.
Дети перечисляют: - Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…
Воспитатель: - Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.
Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы, все ответили правильно - это малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый. А какой самый главный цвет остается в росписи? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.
Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их. (Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно: круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг, прямую и волнистую линию…
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня. Сначала мы нарисуем мелкие детали - это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза, какой краской? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём "тычка". А ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.
Воспитатель. - А чем вы украсите своего коня? (Ответы детей)
Воспитатель: - Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца. Молодцы. Теперь я предлагаю вам раскрасить лошадок, как мастера. Приступайте к работе.
Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.
Физкультминутка:
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем по шире - на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Дети заканчивают работу, моют руки.
Из раскрашенных силуэтов составляю панораму «Дымковская лошадка».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка!
Дети: - Да! Игрушки яркие, праздничные.
Подведение итогов:
В конце занятия выставляются все расписанные лошадки. Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.
1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему? 2. Что тебе больше всего здесь понравилось? 3. Что особенного в этой работе? 4. Чем отличается от других эта работа?
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры.
Воспитатель: - Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.