Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные узоры Урала»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные узоры Урала»
В данной работе представлен конспект интегрированного занятия в рамках внедрения региональной образовательной программы для дошкольников "Наш дом - Южный Урал". Наряду с приобщением детей к народной культуре через музыкальный фольклор, устное народное творчество и декоративно-прикладное искусство происходит знакомство детей с уральской домовой росписью, формирование устойчивого интереса к обычаям родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные узоры Урала»»
Ирина Ивановна Кузина,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 179 о.в.»,
Наталья Арновна Владимирова,
музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 179 о.в.»,
Галина Николаевна Кожевникова,
старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 179 о.в.»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Нравственно - патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования основ нравственности и патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Группа художественных средств (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, и др.) очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.В старшем возрасте, в рамках внедрения региональной образовательной программы для дошкольников «Наш дом – Южный Урал», наряду с другими видами народного декоративно-прикладного искусства, происходит и знакомство с уральской росписью.
Особый акцент в этой работе делается на развитии художественно-образного, эстетического восприятия. Использование сказок является эффективным приемом и усиливает интерес к объекту беседы.
В работу по художественно-творческому развитию детей на идеях народной педагогики заложен принцип «центрального звена», проявляющийся в том, что начинать знакомить детей с народным искусством необходимо с жилища, дома.
«Дом, с точки зрения философии русского космизма, - это место, куда мы приходим, чтобы состояться» (Н. Крылова)
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные узоры Урала»
Цели: приобщение детей к народной культуре через музыкальный фольклор, устное народное творчество и декоративно-прикладное искусство; знакомство детей с уральской домовой росписью, формирование устойчивого интереса к обычаям родного края.
Задачи:
уточнить знания детей о народных промыслах Урала;
продолжать учить особым приёмам техники мазка-растяжки;
формировать умение выделять и передавать цветовую гамму;
расширить представления детей о художественных особенностях уральской росписи: познакомить с разными вариантами композиционного решения;
развивать координацию голоса и движений под музыку;
содействовать проявлению самостоятельности и совершенствованию исполнительского мастерства;
прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры;
воспитывать интерес к художественным образам народного изобразительно искусства.
Зрительный ряд: изделия народных мастеров, украшенные хохломской, городецкой, семеновской и уральской росписью; художественные фотографии (репродукции) с изображением этих изделий; вариативные образца уральской росписи на темном и светлом фоне.
Литературный ряд: Е.Г. Лопатина, Н.Н. Агапова «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись», Л.П. Владимирова «Стихи об Урале», Е. Карасева «Мы Родиной зовем»
Музыкальный репертуар: А.Филиппенко «Уральский хоровод», «В сказочном Урале мы живем», «Уральская плясовая» нар.муз.
Материал для творческой деятельности: гуашь, кисточки, вода, салфетки; деревянные ложки, заранее покрытые уральской росписью, бумажные одноразовые тарелки, вырезанные из картона шаблоны прялки;ложки, чай и пироги для чаепития; русские народные костюмы; музыкальные народные инструменты: румбы, трещотки, деревянные ложки и др.; музыкальный центр, диски с аудиозаписями.
Оформление зала: трехстворчатый фанерный домик, оклеенный изнутри бумагой с уральской росписью; домотканные коврики, прялка, убранство русской избы.
Предварительная работа:
Разучивание стихов об Урале, пословиц и поговорок о Родине, песни и хоровода.
На занятиях изобразительного искусства и художественного труда выполнение работ в различных техниках детского творчества по тематике «Народные промыслы Урала».
Объяснение значений новых слов.
Активизация словарного запаса и умение применять новые слова в быту: русская изба, узор, Урал, уральские мастера; златоустовская гравюра, каслинское литьё, каслинская роспись по дереву, камнерезное искусство, роспись нижнетагильских подносов; домовой, простенок, бытовая утварь, прялка; красильщики.
Ход деятельности.
Звучит фонограмма песни «Уральская рябинушка». В зал входят воспитатель и музыкальный руководитель в русских народных костюмах.
Муз. руководитель. Времена теперь другие, как и игры, и дела, Далеко ушла Россия от страны, какой была, Но преданья старины забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава нашей стороне! Воспитатель. Проходи, честной народ, не пыли дорожка. К нам гости идут погулять немножко. Под музыку дети входят в зал парами, кланяются и встают на свои места. Оба педагога: (поочередно, во время входа каждой пары ) - Добро пожаловать, гости званые и желанные! - Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! - Пожалуйте в нашу горницу. - Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! - Рады гостям как добрым вестям. - Красному гостю - красное место. - Где потеснее, там веселее. - Для дорогих гостей и ворота настежь! - Проходите, не стесняйтесь, по местам рассаживайтесь!
Муз. руководитель. Здравствуйте, ребятушки! Собрались мы сегодня, чтобы поговорить о Родине нашей. Как она называется? (Россия)
Дети:У каждого листочка, у каждого ручья,
Есть главное на свете, есть Родина своя.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки опушки нет родней
Есть ветка у листочка, овражек у ручья,
У каждого на свете есть Родина своя.
То место, где родились, где радостно живём,
Края свои родные мы родиной зовём.
Муз. руководитель. Ребята, как называется край, где мы живём?
Дети: Мы живём на Урале.
Воспитатель. Верно, Урал - это наша малая Родина. Что ж, поговорим о крае нашем, о земле Уральской. Всякому мила своя сторона, - так говорится в русской пословице. А знаете ли вы пословицы о родной сторонушке?
Дети:
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
На родной стороне и камушек знаком.
Родной куст и зайцу дорог.
Всюду хорошо, а дома лучше.
Я родился на Урале, здесь живу я и расту.
Лучше края я не знаю – Урал мне дарит красоту.
Вот горы змейкой проползают,
Берёзы, сосны там и тут.
Здесь рыбки в озере играют,
В лес ягоды, грибы зовут.
Муз. руководитель: Про Урал говорят, что камнями богат,
И умельцами тоже он славится.
Кто в краю побывал, и Бажова читал -
Тот у нас непременно останется.
Дети исполняют«Уральский хоровод» музыка А. Филиппенко.
Воспитатель. Чем славен Урал? Какие трудолюбивые люди живут в нашем крае! Ребята, чем занимались мастера в старину, как трудились, какие промыслы сложились на Урале?
Дети: Мы знаем уральские промыслы: каслинское литьё, златоустовскую гравюру, каслинскую роспись по дереву, камнерезное искусство, роспись нижнетагильских подносов.
Муз. руководитель. А еще существовала уральская домовая роспись. Хочу рассказать вам сказку о том, как она появилась.
Жил в наших краях старик один и звали его Еремей. Зверя, птицу в лесах добывал, рыбу в реках, озёрах ловил, тем и кормился. Домишко хоть у него крепкий был, да тёмный, неуютный. Плохо в нём жилось Еремею. Сядет Еремей чаю попить, а тут нечисть начинает всякая выползать: то кикимора болотная говорит: «Зачем без меня чай пить сел?», то черти из печки выпрыгивают, угольками балуются, то пауки да тараканы по стенам бегают. Терпел-терпел Еремей да вон из дому-то и убежал. Бродил по лесу Еремей, устал сел на пенёк. Вдруг видит, стоит неподалёку от него человек росту небольшого.
- Ты кто?- спрашивает Еремей.
- Я – домовой, - отвечает человек. - Только не при деле стою, жду, может, кто к себе домой позовёт. А ты, что? Тоже бездомный?
- Да дом-то есть, только худо там.
И рассказал Еремей о своем горе.
- Эта беда - не беда, помочь могу, только позови.
Согласился дед. Пошли они к дому и слышат, будто дом ходуном ходит. Домовой хитёр был, и позвал он на помощь сову. Сова как ухнет! Кикимора- то и покатилась из дома прямо в болото. А черти так и прыгают, уходить не хотят. Домовой не растерялся, расстегнул жилетку, а оттуда голуби полетели белые да давай чертям в глаза клевать, по дому гонять. Тут домовой как присвистнет, и полезли по стенам вьюны да цветы красивые. Черти из дому- то и побежали.
Еремей стал домового благодарить , а тот говорит ему: «Подожди, иди, ложись спать. Утро вечера мудренее».
Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал: все стены ,углы и простенки, потолки да двери узорами изукрашены! И так ему хорошо да легко на душе, что не высказать словами.
С тех пор домовой и дед Еремей вместе жить стали. Только домового никто не видит. Домовой - он на то и домовой, чтоб хозяину помогать, да дом в порядке содержать. А в доме Еремея на стенах цветы расцвели.
Да и сам старик, поговаривали, с той поры улыбаться чаще стал, охота, рыбалка у него удачнее стали.
Понравилась сказка? Кто мешал Еремею в доме спокойно жить? Кто помог эту нечисть прогнать? Что же Еремей увидел в своей избе, когда проснулся утром? (роспись)
Такую роспись называли «уральской домовой». Как вы думаете, почему роспись называли «домовой»? (Потому, что она украшала дом. Показ цветных репродукций с изображением интерьера избы)
Воспитатель. Уральская домовая роспись похожа на другие? Чем она похожа на хохломскую и городецкую росписи? (Роспись по дереву, растительные мотивы) А в чем их отличие? (Уральской росписью украшали стены, двери, потолок и простенки избы.) А для чего это делали? (Чтобы людям радостно, весело и уютно жилось.) Вы помните, как называли мастеров, которые расписывали избы у нас на Урале? (красильщики). Правильно, они также украшали росписью посуду, мебель, шкафы, полочки, лавки и другие предметы.
Найдите среди представленных здесь предметов те, которые расписаны уральской росписью. Хотите сами стать мастерами?
Педагог предлагает пройти на рабочие места.
Пальчиковая игра. «Алые цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки…
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…
Наши алые цветки закрывают лепестки…
Головой качают, тихо засыпают…
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем рисовать!
Практическая часть. Дети располагаются за столами.
Педагог напоминает технику выполнения уральской росписи.
Внимательно рассмотрим росписи на этих предметах. Каждый листик или цветок необычны, они как будто светятся и кажутся волшебными.
Посмотрите, вот роспись сделана на темном фоне. Обратите внимание на края лепестков. Они светлые или темные? Верно, они светлые, будто светятся. А вот другая роспись, со светлым фоном. Какие здесь края лепестков? (Темные.) Поэтому, кажется, что эти цветы светятся из середины. Вот, оказывается, в чем секрет мастеров-красильщиков! Запомните его!
Педагог показывает, как надо набирать краску на кисточку, подробно разъясняя некоторые особенности. Объясняет, что когда проводим плавно кисточкой, мы как бы растягиваем краску, поэтому этот прием росписи так и называется – «растяжка».
Дети расписывают выбранные ими предметы старинной утвари (подносы, прялки, ложки). Педагог включается в деятельность наравне с детьми, становясь образцом организации работы.
Во время выполнения работы негромким фоном звучит русская народная мелодия, а музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить русские пословицы о труде:
Поспешишь – людей насмешишь.
Дело мастера боится.
По окончанию работы воспитатель просит оценить свою работу и работу товарища: рассказать, что они расписывали, какие элементы росписи использовали, какую цветовую гамму передали.
Воспитатель. Как вы думаете, понравится Еремею наша бытовая утварь? Украсим ею наш дом. (Прикрепляют свои работы на внутренних стенах домика.) Мы славно потрудились! А теперь сделал дело – гуляй смело!
Муз. руководитель. В руки ложки мы возьмем и играть с тобой пойдем!
Дети.
Перед вами выступают … Ох, лихие ложкари! Наши ложечки играют от зари и до зари.
Деревянные, резные, расписные на показ!
Обойдите всю Россию, а такие лишь у нас!
Мы сыграем веселей и порадуем гостей!
«Уральская плясовая» (ансамбль ложкарей)
Воспитатель. Ну, гости дорогие, как настроение?
Раз подняли настроение, значит, будет угощение!
Муз. руководитель. Чай заварен ароматный, С бергамотом - вкус приятный. Чашки, блюдечки - сервиз, А еще всех ждет сюрприз.
Вместе. Подходите, приглашаем! Пирогами угощаем!
Чаепитие с пирогами.
Список литературы
Баева Г.И. Народные традиции в воспитании детей / Г.И. Баева. – М. 2007.
Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования: Материалы региональной научно-практической конференции 29-30 марта 2002 г./Отв. Ред. В.И. Колякина. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 188 с.
Михайлова М.А. Народные праздники, игры и развлечения / М.А Михайлова. – Изд. Академия развития, 2005. – 224 с.
Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. – 255 с.
Федорова С.В. Этнокультурная компетентность педагога / С.В. Федорова. – М. 2006. – 528 с.
Ирина Ивановна Кузина,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 179 о.в.»,
48-28-38
Наталья Арновна Владимирова,
музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 179 о.в.»,