Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «У страха глаза велики»
«Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Цели: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества; учить детей пересказывать сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений
Задачи:
Обучающие: познакомить с бытовой сказкой; Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Активизировать словарь детей. Упражнять в образовании слов при помощи суффиксов.
Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «У страха глаза велики»»
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
Тема: «Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Подготовила:
Егорова Светлана Николаевна Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №6 «Сказка»
Цивильского района ЧР
Цивильск 2016
«Пересказ сказки «У страха глаза велики»
Цели: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества; учить детей пересказывать сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений
Задачи:
Обучающие: познакомить с бытовой сказкой; Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Активизировать словарь детей. Упражнять в образовании слов при помощи суффиксов.
Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
Методы и приёмы: Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка-драматизация.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришла сегодня к вам не с пустыми руками, а что же я принесла вы узнаете, отгадав загадку:
Не куст, а с листочками
не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает. (Книга)
Дети: Книга.
Воспитатель: Правильно! Я принесла книгу со сказками. Скажите, любите ли вы сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Вижу, все любят! А почему вы любите сказки?
Дети: Они интересные, веселые, поучительные.
Воспитатель: Конечно же, интересные. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Мама, папа или воспитательница в детском саду рассказывают вам сказки вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушаете…
Воспитатель: А какие сказки вы знаете и любите? (Ответы.)
Воспитатель: Хорошо, молодцы, много сказок знаете. Сказок очень много.
Я к вам пришла не с простыми руками. В моей корзиночке есть сказочные персонажи. Я их сейчас выставлю, а вы мне скажете из каких они сказок?
– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт маску бабки.)
– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт маску внучки).
– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт маску курочки).
– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт маску мышки).
– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт маску зайчика).
– А в какой сказке эти герои живут все вместе?
Вот сегодня, ребята, я расскажу вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».
Чтение сказки…
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да
Воспитатель: Скажите, сказка эта смешная или грустная?
Дети: Смешная и грустная.
Воспитатель: Правильно, ребята! Смешная это сказка, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам и жалко и смешно героев. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.
Воспитатель: Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? Дети: Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Воспитатель: Скажите, откуда брала воду бабушка?
Дети: с колодца
Воспитатель: Откуда брала воду внучка? Не запомнили это слово «колода»? Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Внучка берёт оттуда воду потому, что в колоде воды меньше, чем в колодце.
Воспитатель: А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца?
Дети: Потому что и лужица, и след от копытца маленькие!
Воспитатель: Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсток. Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсток).Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.
Физкультминутка:
Покружитесь-покружитесь
В героев сказки превратитесь!
Бабушка-старушка ведёрки взяла
И по воду пошла (еле-еле идут, охают)
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка (бегут, смеются)
А за ними бегом - курочка с ведром (кудахчет: ко-ко-ко)
Воды набрали и домой зашагали (спокойно идут назад)
Покружитесь-покружитесь
И в ребяток превратитесь. (садятся на стульчики)
Воспитатель: Молодцы, как у вас всё хорошо получилось! Вы были как артисты.
Воспитатель: Скажите, для чего все наши герои носили воду?
Дети: Огород и сад поливать.
Воспитатель: Правильно, они поливали огород и сад. А что растёт в огороде?
Дети: Овощи.
Воспитатель:Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться. Кто первый испугался?
Дети: Зайка.
Воспитатель: Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал?
Дети: Бабушку, внучку, курочку, мышку.
Воспитатель: А кто почудился зайке?
Дети: Охотники с собаками.
Воспитатель: Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? Правильно, потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей.
Воспитатель: А сейчас мы сыграем в игру «Какой? Какая?»
Воспитатель:В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки?
Дети: Трусливые, испуганные, пугливые.
Воспитатель: Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу
Дети: Смелые, храбрые, отважные, мужественные.
Воспитатель: Какими ласковыми словами можно назвать медведя?
Дети: Медведюшка, мишенька, мишутка.
Воспитатель: Как мы называем большого, сильного волка?
Дети: Волчище.
Воспитатель: А как назвать не очень большого и не слишком сильного волка?
Дети: Волчишка, волчонок.
Воспитатель: Как ласково назвать лису?
Дети: Лисонька, лисичка, лисичка-сестричка.
Воспитатель: В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!». Как ласково назвать кота?
Дети: Котик, котенька, коток.
Воспитатель:Ребята, сегодня мы будем пересказывать сказку по ролям, но помните, что нужно в своем пересказе обязательно использовать предложения из текста сказки и рассказывать так, чтобы все понимали и видели ваши чувства и эмоции, то есть видели как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.
Повторное чтение и пересказ сказки по ролям… (Для пересказа вызываются несколько детей, распределяются роли, надеваются маски)
Воспитатель:Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему. Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали. (Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.)