Предшествующая работа: чтение стихотворения Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (отрывок);
Материал и оборудование: глина, досочки, тряпочки, стеки по количеству детей, поднос для работ;
Демонстрационный материал: игрушечный заяц, письмо от деда Мазая, деревья из настольного театра.
Ход занятий:
Воспитатель: Ребята, скажите мне: какое сейчас время года?
Дети: Весна
В-ль: А вот когда вы шли сегодня утром в д/с заметили ли вы – сухо на улице или сыро? Есть ли лужи?
Д.: Сыро
В-ль.: А почему?
Д.: Потому что снег тает.
В-ль.: Да верно. Снег тает и поэтому на улице сыро, грязно и лужи встречаются такие широкие, что их трудно обойти.
А знаете что еще происходит весной? Тает снег на реках и воды оказывается так много, что река выходит из берегов и затопляет их. Это явление называется половодье. И знаете кто больше всего страдает от воды? Животные, которые живут в тех местах, которые затоплены водой. Ребята, помните мы читали стихотворение про дедушку Мазая.
Кто помнит о чем было это стихотворение?
Д.:……..(ответы детей)
В-ль.: Вам понравилась эта забавная история?
Д.: Да
В-ль.: И вот сегодня я получила от деда Мазая письмо. Читаю: «Дорогие ребята, я очень скучаю без своих зайчат. Не можете ли вы мне их отыскать. Буду очень вам признателен. Дед Мазай.»
И вот что вы думаете? Сегодня я шла в д/с и вдруг под лавкой увидела зайчонка. Вот такого пушистого и симпатичного (достаю из сумки зайчонка – мягкая игрушка).
Может он один из зайцев деда Мазая?
Ну что, ребята, поможем Мазаю? А как мы сможем помочь не выходя из группы? (ответы детей) Где бы могли здесь достать ему зайцев и как?
Д.: Слепить
В-ль.: Да верно. Перед вами лежит глина, досочки, стеки – все что нужно вам для работы. Мы можем слепить деду Мазаю каждый по зайченку и получится замечательная заячья команда. Прежде чем работать давайте рассмотрим зайца, которого я нашла, какие части тела у него есть? (дети называют)
В-ль.: Какая часть самая большая?
Д.: Туловище
В-ль.: Да. Я отламываю от большого куска глины кусок средний, не очень большой и раскатываю цилиндр.
Затем выгибаю его вот так и стекой с двух сторон делаю вертикальный надрез. Туловище и четыре лапки у меня уже готовы. Что мне теперь делать?
Д.: Лепить голову
В-ль.: Правильно. отламываю еще кусочек глины, поменьше и скатываю из нее ……чего?
Д.: Шар
В-ль.: Почему шар?
Д.: Потому что голова круглая
В-ль.: Правильно. Вот готов мой шарик. Теперь стекой на туловище над передними лапками я делаю небольшое углубление. как вы думаете, зачем?
(что бы голова сидела на туловище плотно)
Теперь голову сажаю в это углубление и примазываю. Осталось сделать ушки и хвостик. Кто скажет мне как я могу сделать ушки?
(варианты детей)
Скатать колбаску, поделить ее пополам и приплюснув пальчиками примазать к голове. А хвостик?
Скатать маленький шарик. Правильно. Но для того, что бы он у меня плотнее сидел, как и голову, посажу его в ямку, проделанную стекой. Примазываю. Что мне осталось еще сделать? Слепить зайцу из глины глаза, нос или нарисовать их стекой. Это вы сделаете так как кому захочется.
И еще один важный момент прежде чем вы начнете работать. Заяц живое существо, ведь правда? Давайте с вами постараемся, что вы наши глиненные зайцы были как живые.
Смотрите: мой зайчик и бежит, и лежит и на задних лапках сидит, и голову поворачивает, в разные стороны поглядывает.
А ваши зайчата что уметь будут?
(Дети приступают к работе. В-ль индивидуально помогает, подсказывает)
(После работы)
Все ребята молодцы. Дед Мазай будет очень рад нашему подарку. Давайте наших зайчиков поместим вот в такой лесок.
Выставляем на поднос елочки, березки из настольного кукольного театра. Помещаем слепленные игрушки под деревья, за ними. Пусть они попрыгают, поиграют на воле.
Что делает твой заяц, Женя? Прыгает? Тогда мы его посадим здесь под елочкой как будто он других зайчат зовет поиграть.
А что делает твой заяц, Катюша? Лежит? Тогда пусть он как будто от остальных зайчиков прячется, подглядывает за ними из-за куста.
Что делает твой заяц, Кирилл? Бежит? Тогда он с зайцем Ромы в догонялки играет. Хорошо.