Просмотр содержимого документа
«Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды"»
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Свойства воды»
воспитатель:
Трунова А.Д.
Цель: сформировать представления детей о свойствах воды.
Задачи:
- учить устанавливать причинно-следственные связи между действиями детей и происходящими изменениями;
- развивать познавательную инициативу;
- развивать способность к преобразованию, поиску противоположностей;
- обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства воды;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы:
Карточки с изображениями различных предметов, глобус, чистая вода, стаканчики, бутылочки, гуашь, сок лимона, набор мелких предметов, камешки, чайные ложки, соль, сахар, сосуды формы шара, куба, цилиндра, пирамиды.
Предварительная работа:
- чтение художественных произведений о воде;
- разгадывание загадок;
- рассматривание иллюстраций;
- составление рассказов по теме;
- игры с водой «Тонет - не тонет», «Плыви, плыви кораблик» (дыхательное упражнение) и др.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус.
- Ребята, вы знаете, что это?
-Да, это модель планеты Земля-глобус. Обратите внимание на его окраску.
Как вы думаете, что окрашено на глобусе в голубой и синий цвет?
-Большую часть нашей планеты занимает вода.
Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Проводится дидактическая игра «Кому и для чего нужна вода?».
-Для чего нужна вода вы рассказали. А какая бывает вода?
-Хотите поэкспериментировать с водой и больше узнать о ней?
-Я приглашаю вас в нашу импровизированную лабораторию. И чтобы все было по настоящему - надевайте халаты. Готовы? Теперь вы научные сотрудники лаборатории. Ну, что ж приступим к нашим исследованиям.
Воспитатель приглашает детей к столу.
(На столе для каждого ребенка - тарелочка, на которой стоят: стакан с чистой водой; бутылочка с чистой водой, закрытая пробкой; на пробке с внутренней стороны нанесена гуашь; камешек.)
-Коллеги, перед вами стаканчики с водой. Что вы можете сказать о ее цвете.
( Если дети ответят, что вода белая - для сравнения показать молоко в стакане.) (Подвести детей к правильному ответу – бесцветная и прозрачная.)
-Все ли думают, что вода прозрачная?
-Проверим, так ли это. Закройте, пожалуйста, глаза. ( В это время воспитатель опускает в стаканчик каждого ребенка по одному маленькому тонущему предмету и предлагает открыть глаза.)
Воспитатель спрашивает, что появилось у вас в стаканчике?
-Вы увидели через воду предметы, какое определение можно дать чистой воде?
-Меняет ли цвет прозрачная, бесцветная вода? В каких случаях?
-Проведем опыт. В бутылочках у вас, какая вода?
-Хорошо потрясите их, что произошло?
-Вы сейчас показали настоящий фокус. Чистая вода изменила цвет. Отчего?
-Открою секрет: на пробку с внутренней стороны была нанесена краска, она
растворилась в воде, окрасив ее. Прозрачная ли сейчас вода?
-Проверяем? Опустите камешки в бутылочки. Они видны?
-Вывод: чистая вода бесцветная и прозрачная, в воде растворяются красящие вещества, и она приобретает цвет красителя.
-Можно ли сказать о воде, что она вкусная?
-А какой у нее вкус?
-Проверяем ваши утверждения. Перейдите к другому столу.
(На столе на каждого ребенка один стакан с чистой водой, чайная ложка; баночки с солью, сахаром.)
Воспитатель предлагает детям сделать по одному глотку воды.
-Какой вкус у воды в вашем стакане?
-Чистая вода не имеет вкуса. А если в воду добавить что-либо, вкус изменится?
-Убедимся в этом? Добавьте в свой стакан немного сыпучего вещества из любой коробочки, стоящей на столе и размешайте. Сделайте еще по глотку из стакана. Что скажете сейчас?
-Вы догадались, что добавили в стакан?
(У кого сладкая вода добавили сахар, у кого соленая – соль.)
Вывод: У чистой воды нет вкуса, но добавленные в нее вещества меняют ее вкус.
-Еще эксперимент?
( Воспитатель приглашает детей к следующему столу.) (На нем по два стакана: один с чистой водой, другой – пустой.)
-Коллеги, чем пахнет чистая вода? Есть ли у не запах? Как проверить?
(Дети нюхают воду – запаха нет).
Воспитатель добавляет в воду каждому ребенку лимонный сок. Дети сравнивают запахи.
Какой делаем вывод? – Чистая вода без запаха, может приобретать запах.
Воспитатель просит детей перелить воду из одного стакана в другой.
-Что делает вода?
-Почему вода льется? Какая она?
-Вода жидкая, может течь, литься, ее называют жидкостью. Вода имеет какую-либо форму?
-Жидкость – это вещество, которое принимает форму сосуда, в котором находится. Проверяем, так ли это.
(На столе находятся сосуды разной формы: шара, куба, цилиндра, пирамиды.)
Воспитатель наполняет сосуды водой, дети называют форму, которую приобрела вода.
Проводится игра «Наоборот».
(Воспитатель называет слова, обозначающие свойства, качества воды, дети подбирают антонимы к ним.) (Например, прозрачная - мутная, бесцветная – окрашенная) и т.д.
-Скажите, если в воде растворить мыло, какой она станет?
-Что можно делать с мыльной водой?
-Играть можно?
Воспитатель раздает детям мыльные пузыри.
-Несмотря на то, что вы сегодня научные сотрудники, я предлагаю вам немного поиграть.
Звучит музыка. Дети пускают мыльные пузыри.
-Красиво переливаются мыльные пузыри. Сразу стало весело, празднично.
Воспитатель выключает музыку.
-Вспомните, в какие игры с водой вы еще играли?
-Все о чем вы говорите интересно, увлекательно, но не надо забывать о бережном отношении к воде.