Помочь детям запомнить виды птиц, деревьев, лесных ягод, грибов; посещение достопримечательностей нашего города с родителями; рассматривание иллюстраций по теме занятия; сюжетно – ролевая игра: «Зоопарк»; чтение рассказов о жизни птиц.
Материалы и оборудование:
-воздушные шарики среднего размера, карта, компас;
- магнитофон со спокойной музыкой (Л.В.Бетховен - Тишина).
Ход занятия
Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, я приглашаю вас отправиться в путешествие по нашему краю. Согласны?
Педагог: Ой, смотрите как ветер играет с веточками деревьев. Он наверное и с нами хочет поиграть. Может, отправимся в гости к ветру? Только вот на чем мы с вами можем отправиться к нему в гости?
Педагог: Я вам предлагаю отправится в гости к ветру на воздушных шарах. Только где же их взять? Вот вопрос… Ребята, а что это на нашем окне? Письмо! Откроем?
Педагог: Так это же приглашение в гости. Знаете от кого? От ветра. Смотрите, он пишет, что очень нас ждет и даже готов помочь нам добраться до его дома. Он подарит нам воздушные шарики, если мы выполним его первое задание. Ну что, будем выполнять?
Педагог: У ветра есть любимая гимнастика, и он хочет, чтобы мы ее выполнили.
Физминутка «Шарик»
Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой! (Показываем руками.)
Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.)
Воздух вышел, (руки вверх.)
Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой!
Педагог: Смотрите, дверь открылась и шарики появились. Ребята, возьмем по одному шарику и встанем в круг. Кто может посчитать наши шарики? Сколько их?
Педагог: Правильно посчитали. Ну, что? Готовы к полету? Полетели…(дети кружатся вокруг себя).
Педагог: Вот и начинается наше путешествие. Мы уже не ребята, мы путешественники, теперь я к вам буду только так обращаться.
Педагог: Кто знает, какие две самые главные вещи у путешественника? Карта! Компас! Вот они. Благодаря им мы не заблудимся, и мы прибудем по месту назначения. Так же в путешествие мы взяли компьютер, думаю, он нам пригодится.
Педагог: Вот для путешественников пришло еще одно задание на компьютер. Необходимо определить какие птицы летят нам на встречу. Смотрите, летят птицы, а как вы думаете, какие это птицы? ( На компьютере показать слайды перелетных птиц – ласточка, скворец, жаворонок, трясогузка). Молодцы ребята – это из теплых стран возвращаются к нам перелетные птицы.
Какие виды птиц еще бывают? (зимующие и кочующие птицы). Давайте их назовем: снегирь, щегол, поползень, дятел. Почему же эти птицы не улетают в теплые края как другие перелетные птицы? (могут адаптироваться к холоду).
Педагог: Какие наши путешественники молодцы. Все знают.
Педагог: На компьютер пришло новое задание от ветра. Птиц мы назвали, а теперь надо будет два раза топнуть ногой если в названии птиц есть звук (С). Одним хлопком в ладоши если есть звук (З).(Аист, скворец, ласточка, жаворонок, трясогузка, снегирь, дятел). Молодцы. Теперь пришла пора отдохнуть.
Физминутка «Ветер веет над полями» Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, назад-вперед, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Педагог: Пока мы выполняли гимнастику, на компьютер пришло еще одно задание от ветра. Он знает, что мы из города…? (Братск). В нашем городе есть достопримечательности. Кто из наших путешественников может назвать их? Действительно, это наша Братская ГЭС, музей «Ангарская деревня», Братский Острог. (показ слайдов).
Педагог: Правильно. Ветру нас не провести, мы все знаем. Давайте посмотрим вниз, что мы можем увидеть? Мы увидим лес. Какие виды деревьев бывают? (хвойные, лиственные). Кто знает виды хвойных деревьев?(ель, сосна, кедр, пихта). Вот вы у нас молодцы. Какие же бывают лиственные деревья?(береза, осина, ольха, тополь).
Педагог: Вот сколько всего мы знаем. И пока мы рассматривали природу, нам на компьютер пришло новое сообщение от ветра. Он пишет что ему очень интересно узнать что бы мы могли найти в лесу, если бы там оказались летом. Что же мы можем найти в лесу? Какие ягоды могут расти в лесу? (показ слайдов: черника, голубика, смородина, малина, земляника). Кто любит грибы? Чтобы их собрать надо хорошенько их распознать! Какие виды грибов вы знаете? (показ слайдов: опята, рыжики, маслята, лисички, мухомор, бледная поганка). Вот сколько грибов мы знаем. Какие грибы есть нельзя? (мухомор, бледная поганка).
Педагог: Смотрите, а вместе с нами летит и ветер. Ой, он что то оставил нам. Так это же письмо – благодарность от ветра. Смотрим. Так, он пишет что очень рад был с нами путешествовать по нашему краю, хотя мы его даже не заметили. Он все это время направлял наши воздушные шарики по тем местам, которые нам надо было посмотреть. Нам даже карта с компасом не понадобилась. В нашем путешествии сопутствовал ветер.
Педагог: Нам на компьютер пришло сообщение от ветра. Он пишет, для того чтобы вернутся обратно домой необходимо выполнить несколько заданий. Ну, что, наши путешественники готовы?
Педагог: Итак, для хорошей речи мы будем проговаривать чистоговорку.
Чистоговорка « Звон»
Зы-зы-зы, давно не было грозы.
За-за-за, надвигается гроза.
Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.
Зу-зу-зу, ручеек течет внизу.
Зы-зы-зы, вымыли тазы.
За-за-за, у Нины карие глаза.
Зу-зу-зу, кубики везу.
Зи-зи-зи, к дому подвези
Зе-зе-зе, дай воды козе.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и козу!
Педагог: Молодцы. Для того чтобы вернуться обратно домой нужно назвать адрес. Кто мне подскажет, где мы живем? Как называется наш детский сад, группа?
Педагог: Молодцы, все знаете. Теперь мы закрываем глаза, считаем до 10, кружимся вокруг себя и прилетим домой.
Педагог: Вот мы в своей группе. Ребята, вам понравилось путешествие? Теперь я предлагаю нарисовать в память о нашем путешествии красивые рисунки. Для этого присядем за свои столы и будем рисовать. (звучит спокойная мелодия).
Педагог: Вот какие замечательные рисунки у нас получились. Нужно обязательно сфотографировать и отправить электронным письмом нашему другу ветру, пусть эта фотография напоминает ему о нас. Молодцы, спасибо.