Коробка, «волшебный мешочек», апельсины: целый, очищенный, разделённый на дольки, карточки, мольберт, коробочки из - под «киндер сюрпризов», по две «тактильные дощечки» на ребёнка, две прозрачные ёмкости с водой, по две маленькие тарелочки с красной и жёлтой краской на каждого ребёнка, соковыжималка, влажные салфетки, маленькие коробочки с апельсиновым соком, магнитофон.
Ход НОД.
- Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Наталья Борисовна. А вас?
Дети называют свои имена.
- Я работаю воспитателем, как ваша Наталья Леонидовна. Мои ребята попросили передать вам вот эту коробку. Нравится она вам? Интересно вам узнать, что в ней?
Открываю коробку. Достаю «волшебный мешочек».
- Что это? Конечно, «волшебный мешочек».
- Вы мешок не открывайте,
Что в мешочке отгадайте!
Предлагаю детям, по очереди передавая мешочек, на ощупь определить что же в нём находится, сопровождая словами игры «Да-нетки».
- Может быть в мешочке мячик? (да)
Может быть в мешочке зайчик? (нет)
Может там лежит клубок? (да)
Может это колобок? (да)
Может дедушкина кружка? (нет)
Может это помидор? (да)
Нам пора закончить спор!
- Какой же формы предмет в мешочке?
- Я знаю загадку, которая поможет вам отгадать, что же положили мои ребята в мешочек.
- С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь,
В нём полезный витамин,
Это спелый ….
- Правильно дети! Это апельсин! Я предлагаю исследовать его!
Дети садятся за столы.
- Ребята! Чтобы ничего не забыть и не пропустить мы будем использовать карточки.
- Скажите, а апельсин это фрукт или овощ? А почему вы думаете, что это фрукт?
- Конечно же, фрукты растут на деревьях.
Демонстрирую карточку с изображением апельсинового дерева, выставляю её на мольберт.
- Как называется дерево, на котором растут апельсины?
- Апельсиновое дерево.
Все вместе повторяем.
Показываю карточку с изображением геометрических фигур.
- Что нарисовано на этой карточке?
- Скажите ещё раз, какой формы апельсин?
Предлагаю показать в воздухе, ладошками, какой он формы.
- А вот эта карточка подсказывает нам, что нужно определить цвет апельсина!
- Какого цвета наш апельсин? Посмотрите, есть у вас в тарелочках краска оранжевого цвета?
- Ребята, а вы знаете, как получить оранжевый цвет? Хотите научиться? Такой цвет получается, если в жёлтую краску мы добавим немного красной и хорошо размешаем. Давайте попробуем!
Дети смешивают краски.
- Ребята, вы после прогулки вместе с Натальей Леонидовной нарисуете оранжевой краской много-много апельсинов. А ваши рисунки я передам моим ребятам, они будут очень рады. Согласны?
Показываю карточку с изображением рук.
- Что изображено на карточке?
- С помощью рук вы можете узнать, какая кожура у апельсина на ощупь.
Дети передают апельсин друг другу, ощупывают, отмечают, какой он.
- У вас на столе лежат интересные дощечки, положите их поближе. Проведите пальцем или ладошкой по одной, затем по другой. Какая дощечка на ощупь больше похожа на кожуру апельсина? Мы с вами отметили, что апельсин шероховатый.
Дети ощупывают «тактильные дощечки», описывают свои ощущения, сравнивают их с ощущениями при обследовании апельсина.
- Трудно было сравнивать? А сейчас и вы, и ваши руки отдохнут немного. Давайте поиграем в музыкальную игру «Мы делили апельсин»
Физминутка «Мы делили апельсин»
Показываю карточку с изображением носа.
- Ваши носы помогут вам узнать, пахнет апельсин или нет и какой у него запах. Перед вами две коробочки, в одной из них лежит долька апельсина. Понюхайте и догадайтесь в какой.
Дети определяют по запаху, в какой коробочке из-под «киндер - сюрприза» долька апельсина. Предлагаю открыть её и проверить, правильно ли они угадали
- Молодцы, а какой запах у апельсина?
- Запах ароматный.
Показываю карточку с изображением плавающего кораблика.
- Что вы видите на этой карточке?
- Конечно, кораблик плавает. Хотите узнать, плавает или тонет в воде апельсин? Пойдёмте, узнаем!
Переходим к столу, где приготовлены ёмкости с водой и апельсинами.
Опускаю апельсин в сосуд с водой. Дети убеждаются, что он плавает, не тонет. Даже если апельсин придержать рукой у дна сосуда и отпустить- он всплывет. Опускаю апельсин без кожуры. Наблюдаем, как он тонет. Отмечаем, какой из них тонет, а какой нет.
- Почему апельсин без кожуры утонул, а с кожурой нет?
- Конечно же, апельсину не дает утонуть его кожура.
- Ребята, скажите, если вы не умеете плавать, что вы надеваете?
- Кожура апельсина как спасательный жилет у человека
- На этой карточке подсказка, что мы ещё не попробовали апельсин на вкус. Попробуем?
Раздаю дольки апельсина, проговаривая слова игры «Мы делили апельсин»
- Вот сколько мы узнали сегодня об апельсине! Давайте ещё раз расскажем про апельсин, а помогут нам карточки.
Составляем с помощью карточек коллективный описательный рассказ
- Ребята, скажите, что можно приготовить из апельсина? Как называется сок из апельсина?
- Его можно получить при помощи соковыжималки.
Дети наблюдают, как выжимаю сок.
- Апельсиновый сок очень вкусный и полезный для здоровья, в нём очень много витаминов.