Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Умная галка»»
«Умная галка»
Программные задачи:
Познакомить с рассказом Л. Н. Толстого «Галка и кувшин»;
Развивать собственный познавательный опыт через экспериментально-практическую деятельность;
Воспитывать умение слушать товарищей, следить за их речью.
Оборудование:
Картинка с изображением галки и других птиц.
Книга Л. Н. Толстого «рассказы для маленьких» с иллюстрацией рассказа «Галка и кувшин».
Две банки с водой, заполненные наполовину, несколько небольших камешков.
Ход НОД:
Приветствие.
Руки поднимаем,
Руки опускаем,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Птички прилетели
И тихонько сели.
- Скажите, ребята, вы любите отгадывать загадки?
- Сейчас я загадаю загадки о птицах, а вы попробуете отгадать их.
(Загадки о воробье, ворона, синице, сороке, снегире, галке. По мере отгадывания появляются картинки.)
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Корку хлебную таскает,
Птиц других не подпускает.
Крепко держит оборону,
Громко каркая? (Ворона)
Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы
Эти птицы...(Снегири)
На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая… (Синица)
Длинный хвост и с белым боком,
А летает не высоко.
Хочет всё стащить с наскока!
Это хитрая ...(сорока).
Черная птица, на ворону похожа,
На грача тоже. Сидит на палке, зовется… (Галкой)
- Молодцы, все загадки отгадали. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Скажи одним словом».
- У сороки длинный хвост, значит она какая? (Длиннохвостая)
- У снегиря красная грудь, значит он какой? (Красногрудый)
- У галки большая голова, значит она какая? (Большеголовая)
- У воробья короткие ноги, значит он какой? (Коротконогий)
- У вороны длинный клюв, значит она какая? (Длинноклювая)
- У синицы желтая грудь, значит она какая? (Желтогрудая)
- У сороки белые бока, значит она какая? (Белобокая)
- У снегиря красные щеки, значит он какой? (Краснощекий)
- У вороны черные крылья, значит она какая? (Чернокрылая)
- У галки тонкие ноги, значит она какая? (Тонконогая)
- Каких из этих птиц вы видели на улице зимой?
- Все эти птицы остались с нами зимовать. Даже перебрались поближе к человеческому жилью. А сегодня мы поговорим о галке.
- Как вы думаете, почему галку назвали галкой?
- Само название этой птицы звукоподражательное, под ее крик. При полете галка часто выкрикивает свое имя: «гал-ка, гал-ка, гал-ка».
- Эти птицы удивительные и очень умные.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Галка и кувшин».
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Галка и кувшин»
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
- Кто главный герой рассказа? (Главный герой рассказа галка)
- Что хотела галка? (Галка хотела пить)
- Почему галка не смогла сразу напиться из кувшина? (В кувшине было мало воды)
- Что придумала галка? (Галка стала кидать в кувшин камушки)
- Как вы думаете, могла такая история произойти на самом деле?
Эксперимент «Послушная водичка»
- Предлагаю все проверить и сделать так, как делала галка.
Дети подходят к 2-м столам, по очереди опускают камешки в банку.
- Что происходит с водой?
- Почему уровень воды в банке стал подниматься? Воды стало больше?
(Камешки тяжелые, опустились на дно, воду они стали вытеснять)
- Удобно теперь будет птичке пить воду?
Подвижная игра «Птицы в гнезда летят»
Дети изображают птиц. Если они слышат названия птиц, то изображают полет, если названия не птиц – стоят на месте, если слышат слова «Галки в гнезда летят» - бегут на ковер и занимают гнезда (обручи).
Вороны в гнезда летят.
Журавли в гнезда летят.
Щуки в гнезда летят.
Сороки в гнезда летят.
Галки в гнезда летят.
Скворцы в гнезда летят.
Аисты в гнезда летят.
Мыши в гнезда летят.
Галки в гнезда летят.
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Галка и кувшин».
Теперь, когда вы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого и провели эксперимент, попробуйте пересказать этот рассказ. Сейчас я прочту рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно и запоминайте, чтобы легче было пересказывать. (Воспитатель читает рассказ и вызывает 2-3 детей).
Итог занятия.
- Понравилось вам наше занятие? Что особенно понравилось делать?
- О какой птице мы сегодня говорили?
- Что интересного вы узнали о галке?
- Могла ли оказаться правдой история о галке, рассказанная Л.Н. Толстым?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по развитию речи