~~Конспект интегрированного занятия с детьми с патологией зрения (косоглазие, амблиопия, астигматизм) в средней группе детского сада.
Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество.
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве, употребляя предлоги «наверху, внизу, на, под, за, перед»; различать право и лево на основе инструкции и показа. Упражнять в счёте в пределах двух, различать и называть цифры 1 и 2. Закреплять умение лепить из пластилина предметы круглой формы. Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям. Закреплять навыки бережного отношения к игрушкам, учить убирать их на место.
Коррекционные задачи: Развивать зрительное внимание, зрительную память, микро и макро-ориентировку в пространстве. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Учить интонационной выразительности (на примере звукоподражания голосам животных).
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: настольный театр (домик и дерево); игрушки: птичка, медведь, кошка, собачка; карточки с цифрами 1 и 2; бубен; корзиночка; разноцветные мячи 2-3 размеров; диск с аудио-записью птичьих голосов «Волшебство природы»; музыкальный центр.
Раздаточный материал: числовая карточка с двумя свободными полосками, плоскостные изображения животных двух видов (кошечки и собачки), карточки с цифрами 1 и 2 на каждого ребёнка, пластилин разных цветов, доски для лепки.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям показать правую руку, а затем левую.
- У нас две руки – правая и левая. Ребята, а что можно делать правой рукой? (Дети отвечают: держать ложку, есть, рисовать и т.д.). Давайте руками зажжём фонарики.
Дети вместе с воспитателем выполняют пальчиковую гимнастику:
« Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём.
Пусть фонарики сияют –
Нам дорожку освещают».
- Теперь давайте зажжём фонарики правой рукой. Левой рукой. Внизу правой рукой. Наверху левой рукой. Посветили-посветили фонарики, как стало светло. А теперь давайте посветим вот здесь фонариками (привлекая внимание детей к столику, со стоящим на нём предметами настольного театра – домиком и деревом). Ах, что это у нас здесь? Это же лесная полянка! А на полянке стоит с правой стороны домик и с левой стороны дерево. Смотрите, ребята, кто к нам на полянку прилетел?(птичка).
Звучит музыка с птичьими голосами и детям демонстрируется летающая птичка.
- Посмотрите, птичка летает над полянкой. Она летает везде… Где сейчас птичка? (на дереве). А сейчас закройте глаза, а птичка перелетит на другое место. Откройте глаза и скажите, где сейчас птичка.
Открыв глаза, дети отвечают, где находится птичка, употребляя слова «справа, слева, над, под, наверху, внизу, за, перед». Игра проводится 5-6 раз.
- Посмотрите, ребята, какой красивый домик стоит на полянке. В этом домике, наверное, кто-то живёт. Давайте позовём тех, кто живёт в домике – похлопаем в ладоши, как я (выполняются хлопки – по 2 хлопка с правой и с левой стороны). Мы тихо похлопали. Нас, наверное, не услышали. Давайте похлопаем громко, чтобы было слышно в домике.
Дети вместе с воспитателем хлопают. Из домика появляются игрушки – кошка и собака. Воспитатель предлагает поиграть со зверятами.
Проводится игровое упражнение «Кто где находится?»
Воспитатель ставит игрушки на стульчики перед детьми с правой и с левой стороны, играет на бубне, под звуки которого дети двигаются в противоположной части групповой комнаты. По сигналу бубна ребята бегут к стульчикам и смотрят, где находятся кошка и собака, называя кто справа, а кто слева. Воспитатель меняет игрушки местами. Игра повторяется 3-4 раза.
Затем воспитатель делит детей на две команды – кошечки и собачки по желанию детей.
- Давайте покричим, как кошечки и собачки. Они увидели большого медведя и испугались. (Демонстрируется игрушка – медведь). Как они испуганно закричали? А потом решили медведя прогнать, рассердились, и закричали рассерженно. Как они закричали? Медведь испугался и убежал. Зверята обрадовались и радостно закричали. Как они это сделали? А теперь давайте посчитаем кошечек и собачек.
Дети садятся за столы и работают с карточками с двумя свободными полосками и плоскостными изображениями кошечек и собачек.
Воспитатель демонстрирует карточку с цифрой 1 и предлагает поставить на верхнюю «полочку» карточки столько же кошек. После выполнения задания детьми, воспитатель спрашивает, сколько кошечек дети поставили и почему.
Затем воспитатель предлагает детям поставить на нижнюю «полочку» карточки столько же собачек.
- Что можно сказать про игрушки? Сколько их? (Дети отвечают: поровну, по одной). Какая игрушка стоит выше, какая ниже? Покажите карточку с цифрой 1. А теперь поставьте на верхнюю «полочку» карточки ещё одну кошку. Сколько стало игрушек наверху? Покажите, где две игрушки, а где одна? Что можно сказать про игрушки наверху карточки и внизу? (Дети отвечают, что наверху игрушек больше, а внизу меньше). Что нужно сделать, чтобы их было поровну, по две? (Дети говорят, что нужно поставить ещё одну собачку).
Воспитатель просит детей выполнить задание. После чего демонстрирует карточку, с изображённой на ней цифрой 2 и предлагает детям показать карточку с такой же цифрой.
Воспитатель приглашает детей встать напротив окна и проводит офтальмо-тренинг.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
1. Раз – налево, два – направо, Посмотреть влево, посмотреть вправо
Три – наверх, четыре - вниз. Посмотреть вверх, посмотреть вниз
А теперь по кругу смотрим, Круговые движения глазами
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше, Посмотреть на кончик пальца, вдаль
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше, Взгляд поднять вверх
Убедитесь вы сейчас! Взгляд опустить вниз
А теперь нажмем немного Помассировать закрытые глаза
Точки возле своих глаз. кончиками пальцев
Сил дадим им много-много, Быстро поморгать
Чтоб усилить в 1000 раз!
2. «Раскроем глазки».
На счёт 1-4 дети закрывают глаза
На счёт 5-6 широко раскрывают и смотрят в окно вдаль (4-5 раз).
3. «Метёлки»
Дети часто моргают, не напрягая глаза:
«Вы, метёлки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите»(2-3 раза).
Воспитатель говорит детям, что кошечка и собачка – весёлые зверушки, и что они очень любят играть. Демонстрирует разноцветные мячи разного размера, проводит вместе с детьми обследование предметов, спрашивая, какие бывают мячи (круглые, разноцветные, большие и маленькие, гладкие на ощупь). Воспитатель предлагает детям слепить мячики для зверей из пластилина разных цветов. Дети по своему желанию выбирают цвет пластилина, из которого будут лепить.
Дети выполняют задание.
Затем воспитатель просит детей сказать, какие они слепили мячи, называя цвет и размер поделки.
- Ребята, кошечке и собачке очень понравились подарки, которые вы смастерили для них, и захотели поиграть с ними. Давайте покатаем мячики со зверушками. Пусть дети, которые слепили маленькие мячи прокатят их к кошечке, а те, у кого получились большие – к собачке. А теперь красные мячики прокатим к кошечке, а синие к собачке. Вот как мы хорошо поиграли! Давайте, ребята, уберём игрушки после игры. Положим мячики в корзиночку, а потом ещё поиграем с кошечкой и собачкой.
Подготовила воспитатель ГБОУ СОШ № 937 (дошкольное отделение № 5)
г. Москвы Борунова О.Г. 2014г.
~~Конспект интегрированного занятия с детьми с патологией зрения (косоглазие, амблиопия, астигматизм) в средней группе детского сада